«Подземная галерея в Эллоре», Василий Васильевич Верещагин

«Подземная галерея в Эллоре», Василий Васильевич Верещагин 1874–1876 гг. Холст, масло. Размер: 27,1 х 39 см. Массандровский дворец императора Александра III, Крым Этюд «Подземная галерея в

1874–1876 гг. Холст, масло. Размер: 27,1 х 39 см. Массандровский дворец императора Александра III, Крым
Этюд «Подземная галерея в Эллоре» был написан во время первого путешествия художника в Индию. Живописец делал наброски портретов жителей, памятников архитектуры и искусства, а также зарисовывал бытовые сценки, костюмы, пейзажи и животных.
Василий Верещагин изобразил традиционную для Индии постройку — пещерный храм. Всего в Индии было около 1200 пещерных храмов и монастырей, причем они высекались в скальных твердых породах.
Особенно интересен скальный индуистский храм Кайласантхана — центральное сооружение комплекса пещерных храмов в Эллоре.
Художника покорила сложность работы и мастерство древних строителей. Слева на картине живописец изобразил вырубленную в скале галерею, отделенную от наружной части четырехгранными столбами. На переднем плане мы видим площадку, поросшую ярко-зеленой травой и кустами. Справа в проеме стены видны два храма, поддерживаемые у основания массивными каменными изваяниями слонов. Вдали в проходе — серая каменная стена и маленький кусочек неба.
Храм является самым крупным в Индии и уникальным по способу возведения: он не вытесан из отдельно стоящей скалы, а высечен путем выемки в каменистой горе рвов, образующих вокруг храма глубокий двор. Его поверхность сплошь покрыта фигурами богов и разных фантастических существ, а основание опоясано вереницей слонов, высеченных из камня в натуральную величину.
На стенах храма Кайласанатха есть рельефные изображения на традиционные сюжеты: «Равана, пытающийся свергнуть гору Кайлас», «Шива-победитель», «Похищение Ситы». Первоначально весь храм был покрыт белой штукатуркой, что своеобразно выделяло его на фоне скал, и назывался Ранга-Махал.
Храм создан в раннефеодальный период, когда совершился переход от классического искусства последнего рабовладельческого государства династии Гуптов к Средневековью. Он ярко выражает особенности художественной культуры Индии своего времени. Формы здания еще сохраняют черты монументальности, его исключительная пластичность связана с древней технологией монолитного высекания. Скальный массив при строительстве храма обтесывался сверху вниз, без применения строительных лесов. Храм расположен в центре вырубленного в скале двора. Длина самого храма — 55 м, а ширина — 36 м, площадь занимаемой поверхности — 1980 м².

Источник

Ваш комментарий