1890г. Холст, масло. Размер: 80 × 64 см. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
Ван Гога всегда занимала тема жизни. Её эфемерности, её хрупкости и одновременно силы. Несчастный человек, трудолюбивый, упорный и отказывающийся перестать надеяться даже в самых безнадежных ситуациях, он много писал и отчаяние, и мечту, и неукротимую волю к жизни, воплощая это подчас даже в самых неочевидных вещах вроде подсолнухов.
«На пороге вечности» – одно из редких полотен Ван Гога, изображающих человека. Такие картины были редкостью для художника. Он очень плохо рисовал портреты, и это негативно сказывалось на его самооценке. На картине изображен старый немощный крестьянин, который сидит на стуле рядом с камином. Поза, в которой он сидит, показывает разочарование и горечь. Он сгорбился, закрыл руками лицо, он сломлен. Вероятно, на его душе какая-то огромная печаль. Он является центром всей картины, остальные вещи изображены бегло и схематично. Огонь в камине изображен быстрыми мазками, художник совсем не стремился сделать его реалистичным. Стул, на котором сидит старик, очень слабый, кажется, что он вот-вот сломается, и старик рухнет на пол.
Ван Гог очень четко изобразил отчаяние, выделил важные детали. Ботинки старика выглядят очень старыми, они повидали много дорог и грязи, человек много трудился за свою жизнь. Его костюм так же уже старый и изношенный. Человек уже очень стар, у него седые редеющие волосы, длинная борода. Этот человек прожил немало лет, но за такую долгую жизнь видел очень мало радости. Он посвятил свою жизнь труду, чтобы выжить.
Картина была написана в апреле—мае 1890 года на основе литографии 1882 года. Первые наброски появились ещё раньше, по всей видимости, в Эттене, где Ван Гог делал зарисовки местных жителей. Там он и встретил старого, тяжело больного крестьянина, который и оказался со временем на его холсте. В сентябре 1881 года в письме из Эттена (фр. Etten-Leur) своему брату Тео ван Гог пишет о нескольких сделанных им рисунках местных сельских жителей, в числе которых упоминает старого больного крестьянина, сидящего на стуле перед очагом: он опустил голову на руки, а локтями уперся в колени.Это изображение не сохранилось.
В 1882 году в Гааге он сделал ещё один вариант рисунка, который затем перевёл в литографию, на основе которой в 1890 году и была создана наиболее известная версия картины, в отличие от предыдущих написанная маслом. Кроме того, существует ещё поясной вариант изображения старика 1883 года, созданный ван Гогом под впечатлением стихотворения Томаса Мура «В ночной тишине», которое он цитирует в одном из писем того времени.