Он считал, что голубой — единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Прогулка по Английской набережной, Ницца. Ок. 1946.Рауль Дюфи. Прогулка по Английской набережной, Ницца. Ок. 1946.

А вино — единственный напиток, который стоит пить 😁

РАУЛЬ ДЮФИ, тот самый художник, кто не слишком уделял внимание перспективе, накладывал быстрыми мазками прозрачные пятна жидкой краски, а поверх этой цветовой основы наносил элегантно-небрежные легкие ажурные линии — абрисы фигур и предметов.

И совсем не в угоду времени утверждал, что художнику непременно стоит сначала получить классическое образование, а потом уже от него отказываться. Собственно, как он и поступил. Но обо всем по порядку.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Прогулка, конец 1930-х — 1940-ые.Рауль Дюфи. Прогулка, конец 1930-х — 1940-ые.

Рауль Эрнест Жозеф Дюфи родился в 1877 году в Гавре в небогатой многодетной семье. Его батюшка был простым бухгалтером, но, несмотря на свою прозаическую деятельность, мсье Дюфи-старший не чурался прекрасного — в свободное от работы время он исполнял обязанности органиста и хормейстера в одной из гаврских церквей. Именно его усилиями Рауль Дюфи станет художником (как и его младший брат Жан, а средний брат Гастон — музыкальным критиком).

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль ДюфиРауль Дюфи

Дело было так. В 14 лет наш товарищ оставил школу и устроился на работу клерком (контора Люти и Хаусер — шведские импортеры кофе) дабы помогать семье. Занятие это кроме зевоты и скуки ничего ему не приносило, разве что возможность рисовать гавань, торговые суда, докеров и матросов. Вскоре рисунки эти заметил Дюфи-старший и тот час отправил сына в вечернюю художественную школу на курс Шарля Люилье, который считал, что каждый настоящий художник должен быть умелым рисовальщиком (Люилье был страстный поклонник Энгра).

Юноша постигал азбуку рисунка с азартом первооткрывателя, а потом, в 1898 году, его призвали в армию. Справедливости ради скажу, что вернулся домой Рауль Дюфи весьма быстро — спасибо младшему брату Гастону, который записался в полковой оркестр (по французским законам два брата не могли служить в армии одновременно и нашего друга спешно демобилизовали раньше срока).

По возвращению в Гавр мэрия города назначила Дюфи-младшему стипендию, чтобы закончить образование. Рауль по всем правилам приличия и хорошего тона потратил эти деньги на Париж, где стал изучать премудрости живописи в мастерской Леона Бонна (железобетонного академиста) в парижской Школе изящных искусств. А спустя 4 года обучения пустился во все тяжкие 😂

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Ему, свободно владевшему карандашом и кистью как правой, так и левой рукой (писать картины он предпочитал левой), потребовалось целых 15 лет, чтобы обрести свою самость. А до этого были искушения импрессионизмом, фовизмом, кубизмом, сотрудничество с Полем Пуаре.

Потому что рисунки Дюфи на тканях модницы скупали много охотнее, чем его картины. А как иначе? То было новое слово в сфере текстильного дизайна.

Рауль Дюфи сломал традицию многоцветных принтов и придумывал орнаменты, используя всего два-три цвета (в свою очередь Пуаре отказался от привычных силуэтов и форм; оп, вот вам и два крупных революционера, совершивших две микрореволюции: первая касалась дизайна текстиля, вторая — мира моды).

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Пальто "Персия" — бомба сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двухцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.Пальто "Персия" — бомба сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двухцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Пальто "Персия" — бомба сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двухцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.Пальто "Персия" — бомба сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двухцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.

Кстати, именно с легкой руки Пуаре Дюфи отжал заказ у Пикассо 😁 Ну ладно, не совсем отжал, Пикассо сам виноват, тянуть нечего было.

Такое дело: познакомил Пуаре нашего дружочка с Гийомом Аполлинером, аккурат в то время, когда поэт собирался издавать новый сборник стихов. Аполлинер заказал иллюстрации к своей рукописи Пабло Пикассо, но Пикассо долго не приступал к работе, и в итоге "Бестиарий, или Кортеж Орфея" проиллюстрировал Рауль Дюфи. Он создал 30 квадратных гравюр, большая часть из которых – это изображения животных, птиц и рыб (позже фирма Бьянкини-Ферье выпустила серию тканей с узорами, в которых Дюфи процитировал собственные гравюры из "Бестиария").

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.

И вот наступили 1920-ые года — время обретения собственного голоса, т.е оригинальной живописной манеры и успеха. Ему было 43 года. Он поселился с женой в небольшом городке Вансе, расположенном на холме, с которого открывался изумительный вид на Средиземное море. Тишина и покой.

И та самая радость бытия, за которую прогрессивный люд времени постоянно упрекал нашего товарища. Потому что в художественном словаре Дюфи не было слов "насилие", "порок", "жестокость", он обходил стороной экзистенциальное отчаяние, не заигрывал с подсознанием и совсем не интересовался религией.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Оркестр. 1930ые-1940ые.

Рауль Дюфи. Оркестр. 1930ые-1940ые.

"Легкомысленно", говорили они (ибо вскрывать нарывающие язвы общества и экспериментировать было мейнстримом времени).

"По-детски живо, поразительно точно и непосредственно", говорим мы сейчас (ибо уложенное на кушетку психоаналитика общество желает легкости и радости, а не вот это вот все).

В этом плане Дюфи очаровательно несерьезен и максимально декоративен.

Казино, регаты и скачки, породистые лошади и не менее породистые джентльмены, роскошные дамы в модных одеждах — то, что мы с вами у Дюфи видим и не видим, потому что пляшущая линия лишь намекает, остальное все дорисовывает наше воображение.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1938Рауль Дюфи. 1938

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые Рауль Дюфи. 1930-ые

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые Рауль Дюфи. 1930-ые

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Вот, например, "Регата в Хенли" (1933).

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

В 1933-1934 годах Дюфи провел несколько месяцев в Англии, где конечно тоже писал праздники и великосветские развлечения, потому что "Если праздники так нравятся людям, почему ори не могут нравиться мне, художнику?"

Но очарование Дюфи не только в этом, и даже не столько в том, что линяя на холсте так витиевато пляшет, а в том, что взгляд его неизменно всегда остается ироничным и максимально вольным.

Ну не может так изгибаться берег Темзы, как не могла в английской регате участвовать и венецианская гондола. Но Дюфи не репортер и никогда не претендовал на точность. Гондола здесь потому, что она красивая, а изгиб сверкающей водной глади таков, потому что средиземноморское побережье куда симпатичнее унылой Темзы.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Или виды казино в Ницце разных лет.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Многие современники художника считали казино де ла Жете, то самое, которое и написал Дюфи, страшно безвкусной постройкой. Но не наш дружочек, который видел в этой эклектичной архитектуре много забавных и остроумных моментов.

Он писал это казино многократно, даже после того, как здание разрушилось во время Второй Мирой войны (после смерти художника, в 1953 году, в его мастерской на мольберте стояла незаконченная работа — на ней как раз красовалось казино де ла Жате).

Вернемся к Раулю Дюфи. В 1926 году он становится кавалером ордена Почетного легиона, а в 1936-1937 годах, не без помощи своего брата Жана, создает гигантское панно "Фея электричества" для павильона государственной электрической компании на Всемирной парижской выставке в Париже в 1937 году (та самая, где наши "Рабочий и колхозница" встретились с "Товариществом" Йозефа Торака).

Итак. Площадь панно 600 кв.м.

Это 6 соток земли (чтобы вы понимали, это типичный участок в каком-нибудь садоводстве).

Панно это стало ноу-хау времени — эскизы были сняты на фотопластины, а затем спроецированы на стену. В 1964 году электрическая компания подарила работу парижскому Музею современного искусства, а в 2020-м "Фею электричества" отреставрировали (за те месяцы, когда музей был закрыт из-за пандемии).

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.

Вскоре после выставки у Дюфи диагностировали ревматоидный артрит. Болезнь прогрессировала и к концу 1940-х художник превратился в калеку, не способного удержать кисть в скрюченных пальцах. До поры до времени Дюфи пробовал писать как Ренуар, привязывая кисти к руке, но к 1950-му году и это было уже невозможно. Аккурат в это самое время американский врач Фредди Хомбургер предложил Дюфи экспериментальное лечение кортизоном. Художник приехал в Бостон, прошел курс и его пальцы вновь обрели подвижность.

Ему прописали сухой климат штата Аризоны, в котором Дюфи продержался около года, а в 1952 году, затосковав по Парижу, вернулся на родину. Купил мастерскую близ Авиньона и переболел воспалением легких. То было зимой 1952 года, а уже 23 марта 1953 года Рауль Дюфи скончался — закупорка коронарных сосудов.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

Он считал, что голубой - единственный цвет, который способен в любом окружении сохранять индивидуальность.

Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.

П.С. мне лично очень нравится Дюфи. Его очаровательная игривая линия, почти каллиграфия. Воздушные абрисы фигур. Хрупкость. Эфемерность. Элегантность. И синий 💙💙💙

источник

Ваш комментарий