Рауль Дюфи. Прогулка по Английской набережной, Ницца. Ок. 1946.Рауль Дюфи. Прогулка по Английской набережной, Ницца. Ок. 1946.
А вино — единственный напиток, который стоит пить 😁
РАУЛЬ ДЮФИ, тот самый художник, кто не слишком уделял внимание перспективе, накладывал быстрыми мазками прозрачные пятна жидкой краски, а поверх этой цветовой основы наносил элегантно-небрежные легкие ажурные линии — абрисы фигур и предметов.
И совсем не в угоду времени утверждал, что художнику непременно стоит сначала получить классическое образование, а потом уже от него отказываться. Собственно, как он и поступил. Но обо всем по порядку.
Рауль Дюфи. Прогулка, конец 1930-х — 1940-ые.Рауль Дюфи. Прогулка, конец 1930-х — 1940-ые.
Рауль Эрнест Жозеф Дюфи родился в 1877 году в Гавре в небогатой многодетной семье. Его батюшка был простым бухгалтером, но, несмотря на свою прозаическую деятельность, мсье Дюфи-старший не чурался прекрасного — в свободное от работы время он исполнял обязанности органиста и хормейстера в одной из гаврских церквей. Именно его усилиями Рауль Дюфи станет художником (как и его младший брат Жан, а средний брат Гастон — музыкальным критиком).
Рауль ДюфиРауль Дюфи
Дело было так. В 14 лет наш товарищ оставил школу и устроился на работу клерком (контора Люти и Хаусер — шведские импортеры кофе) дабы помогать семье. Занятие это кроме зевоты и скуки ничего ему не приносило, разве что возможность рисовать гавань, торговые суда, докеров и матросов. Вскоре рисунки эти заметил Дюфи-старший и тот час отправил сына в вечернюю художественную школу на курс Шарля Люилье, который считал, что каждый настоящий художник должен быть умелым рисовальщиком (Люилье был страстный поклонник Энгра).
Юноша постигал азбуку рисунка с азартом первооткрывателя, а потом, в 1898 году, его призвали в армию. Справедливости ради скажу, что вернулся домой Рауль Дюфи весьма быстро — спасибо младшему брату Гастону, который записался в полковой оркестр (по французским законам два брата не могли служить в армии одновременно и нашего друга спешно демобилизовали раньше срока).
По возвращению в Гавр мэрия города назначила Дюфи-младшему стипендию, чтобы закончить образование. Рауль по всем правилам приличия и хорошего тона потратил эти деньги на Париж, где стал изучать премудрости живописи в мастерской Леона Бонна (железобетонного академиста) в парижской Школе изящных искусств. А спустя 4 года обучения пустился во все тяжкие 😂
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Ему, свободно владевшему карандашом и кистью как правой, так и левой рукой (писать картины он предпочитал левой), потребовалось целых 15 лет, чтобы обрести свою самость. А до этого были искушения импрессионизмом, фовизмом, кубизмом, сотрудничество с Полем Пуаре.
Потому что рисунки Дюфи на тканях модницы скупали много охотнее, чем его картины. А как иначе? То было новое слово в сфере текстильного дизайна.
Рауль Дюфи сломал традицию многоцветных принтов и придумывал орнаменты, используя всего два-три цвета (в свою очередь Пуаре отказался от привычных силуэтов и форм; оп, вот вам и два крупных революционера, совершивших две микрореволюции: первая касалась дизайна текстиля, вторая — мира моды).
Пальто "Персия" — бомба сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двухцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.Пальто "Персия" — бомба сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двухцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.
Пальто "Персия" — бомба сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двухцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.Пальто "Персия" — бомба сезона 1911 года. Поль Пуаре создал его из ткани с двухцветным принтом от Дюфи: крупные бежевые листья и цветы на темном фоне.
Кстати, именно с легкой руки Пуаре Дюфи отжал заказ у Пикассо 😁 Ну ладно, не совсем отжал, Пикассо сам виноват, тянуть нечего было.
Такое дело: познакомил Пуаре нашего дружочка с Гийомом Аполлинером, аккурат в то время, когда поэт собирался издавать новый сборник стихов. Аполлинер заказал иллюстрации к своей рукописи Пабло Пикассо, но Пикассо долго не приступал к работе, и в итоге "Бестиарий, или Кортеж Орфея" проиллюстрировал Рауль Дюфи. Он создал 30 квадратных гравюр, большая часть из которых – это изображения животных, птиц и рыб (позже фирма Бьянкини-Ферье выпустила серию тканей с узорами, в которых Дюфи процитировал собственные гравюры из "Бестиария").
Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.
Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.
Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.Рауль Дюфи. Иллюстрации "Бестиария" Аполлинера.
И вот наступили 1920-ые года — время обретения собственного голоса, т.е оригинальной живописной манеры и успеха. Ему было 43 года. Он поселился с женой в небольшом городке Вансе, расположенном на холме, с которого открывался изумительный вид на Средиземное море. Тишина и покой.
И та самая радость бытия, за которую прогрессивный люд времени постоянно упрекал нашего товарища. Потому что в художественном словаре Дюфи не было слов "насилие", "порок", "жестокость", он обходил стороной экзистенциальное отчаяние, не заигрывал с подсознанием и совсем не интересовался религией.
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Рауль Дюфи. Оркестр. 1930ые-1940ые.
Рауль Дюфи. Оркестр. 1930ые-1940ые.
"Легкомысленно", говорили они (ибо вскрывать нарывающие язвы общества и экспериментировать было мейнстримом времени).
"По-детски живо, поразительно точно и непосредственно", говорим мы сейчас (ибо уложенное на кушетку психоаналитика общество желает легкости и радости, а не вот это вот все).
В этом плане Дюфи очаровательно несерьезен и максимально декоративен.
Казино, регаты и скачки, породистые лошади и не менее породистые джентльмены, роскошные дамы в модных одеждах — то, что мы с вами у Дюфи видим и не видим, потому что пляшущая линия лишь намекает, остальное все дорисовывает наше воображение.
Рауль Дюфи. 1938Рауль Дюфи. 1938
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Рауль Дюфи. 1930-ые Рауль Дюфи. 1930-ые
Рауль Дюфи. 1930-ые Рауль Дюфи. 1930-ые
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Вот, например, "Регата в Хенли" (1933).
В 1933-1934 годах Дюфи провел несколько месяцев в Англии, где конечно тоже писал праздники и великосветские развлечения, потому что "Если праздники так нравятся людям, почему ори не могут нравиться мне, художнику?"
Но очарование Дюфи не только в этом, и даже не столько в том, что линяя на холсте так витиевато пляшет, а в том, что взгляд его неизменно всегда остается ироничным и максимально вольным.
Ну не может так изгибаться берег Темзы, как не могла в английской регате участвовать и венецианская гондола. Но Дюфи не репортер и никогда не претендовал на точность. Гондола здесь потому, что она красивая, а изгиб сверкающей водной глади таков, потому что средиземноморское побережье куда симпатичнее унылой Темзы.
Или виды казино в Ницце разных лет.
Многие современники художника считали казино де ла Жете, то самое, которое и написал Дюфи, страшно безвкусной постройкой. Но не наш дружочек, который видел в этой эклектичной архитектуре много забавных и остроумных моментов.
Он писал это казино многократно, даже после того, как здание разрушилось во время Второй Мирой войны (после смерти художника, в 1953 году, в его мастерской на мольберте стояла незаконченная работа — на ней как раз красовалось казино де ла Жате).
Вернемся к Раулю Дюфи. В 1926 году он становится кавалером ордена Почетного легиона, а в 1936-1937 годах, не без помощи своего брата Жана, создает гигантское панно "Фея электричества" для павильона государственной электрической компании на Всемирной парижской выставке в Париже в 1937 году (та самая, где наши "Рабочий и колхозница" встретились с "Товариществом" Йозефа Торака).
Итак. Площадь панно 600 кв.м.
Это 6 соток земли (чтобы вы понимали, это типичный участок в каком-нибудь садоводстве).
Панно это стало ноу-хау времени — эскизы были сняты на фотопластины, а затем спроецированы на стену. В 1964 году электрическая компания подарила работу парижскому Музею современного искусства, а в 2020-м "Фею электричества" отреставрировали (за те месяцы, когда музей был закрыт из-за пандемии).
Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.
Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.
Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.
Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.
Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.Рауль Дюфи. Фея электричества, 1936-1937.
Вскоре после выставки у Дюфи диагностировали ревматоидный артрит. Болезнь прогрессировала и к концу 1940-х художник превратился в калеку, не способного удержать кисть в скрюченных пальцах. До поры до времени Дюфи пробовал писать как Ренуар, привязывая кисти к руке, но к 1950-му году и это было уже невозможно. Аккурат в это самое время американский врач Фредди Хомбургер предложил Дюфи экспериментальное лечение кортизоном. Художник приехал в Бостон, прошел курс и его пальцы вновь обрели подвижность.
Ему прописали сухой климат штата Аризоны, в котором Дюфи продержался около года, а в 1952 году, затосковав по Парижу, вернулся на родину. Купил мастерскую близ Авиньона и переболел воспалением легких. То было зимой 1952 года, а уже 23 марта 1953 года Рауль Дюфи скончался — закупорка коронарных сосудов.
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.Рауль Дюфи. 1930-ые — 1940-ые.
П.С. мне лично очень нравится Дюфи. Его очаровательная игривая линия, почти каллиграфия. Воздушные абрисы фигур. Хрупкость. Эфемерность. Элегантность. И синий 💙💙💙