Эдгар Дега. Маленькая танцовщица в возрасте 14 лет. 1881. Бронзовая копия 1919–1921.Эдгар Дега. Маленькая танцовщица в возрасте 14 лет. 1881. Бронзовая копия 1919–1921.
Это "Маленькая танцовщица в возрасте 14 лет" ЭДГАРА ДЕГА, это зоофизиогномика и это концептуализм до концептуализма 😁
Пункт 1️⃣, про зоофизиогномику.
Традиция интерпретации характера человека на основании его сходства с тем или иным животным — традиция не просто долгая, а многовековая.
Адамантий писал: "Обладатели маленьких челюстей вероломны и жестоки. У змей маленькие челюсти, и им свойственны эти же пороки. Несоразмерно большой рот присущ людям прожорливым, жестоким, безумным и нечестивым. Именно так устроены пасти псов… Быки медлительны и ленивы. У них широкий кончик носа и большие глаза; медлительны и ленивы люди с широким кончиком носа и большими глазами. Львы великодушны, у них круглый и приплюснутый кончик носа, сравнительно глубоко посаженные глаза; великодушны те, кто имеет такие же черты лица".
Т.е Античность рассуждала так: животные не притворяются и повадки многих нам хорошо известны; человек же скрытен, распознать тайны его характера непросто, но сходство с тем или иным животным позволяет проникнуть в человеческую душу.
Когда в Европе наступили так "Темные века", античные физиогномические трактаты были переведены на арабский. Там, в исламской культуре, античная физиогномика встретилась с восточной традицией, которая была тесно связана с астрологией и хиромантией, а затем уже в виде синтеза вернулась в Европу в переводах с арабского на латынь в конце XIII века (дадада, гороскопы родом отсюда).
Вернулась и понеслась душа в рай, т.е в зоофизиогномику 😁 Далеко ходить не надо, вспомним "Даму с горностаем" да Винчи — выражение умного и внимательного лица Чечилии Галлерани сильно напоминает мордочку того самого зверька, которого она держит в руках. Не удивляйтесь, зоофизиогномика для человека времен Ренессанса составляла необходимую часть взгляда эпохи на мир, ибо считалось, что все характеры животных отразились в человеке, ведь человек представляет собой микрокосм, повторяющий строение макрокосма.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Около 1490.Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Около 1490.
Вспомнился Андреа Верроккьо, который создал статую Бартоломео Коллеони, придав ему явное сходство с орлом — большой нос крючком, птичий поворот головы и зоркий взгляд широко раскрытых глаз.
Андреа Верроккьо. Памятник Бартоломео Коллеони. 1496Андреа Верроккьо. Памятник Бартоломео Коллеони. 1496
В 1586 году оглушительный успех имел трактат "Физиогномика человека" Джамбаттисты делла Порта. Суть его такова: человек, наделенный внешним сходством со зверем, будет похож на него и характером.
Более того, делла Порта проиллюстрировал свой труд параллельными изображениями людей и животных. Так, Платона он сравнил с собакой (высокий и чуткий нос, широкий и вытянутый вперед лоб — приметы здравого смысла), а Сократа с оленем (приплюснутый нос оленя выдает сладострастие). Делла Порта вообще много интересного рассказал именно про нос — птичий нос клювом, например, вороний или перепелиный, говорит о бесстыдстве, петушиный — о сладострастии, орлиный — о щедрости.
Но, по теории делла Порта, знаками характера являются не только черты внешности, но и повадки. Т.е если человек держит спину прямо, ходит с высоко поднятой головой и при этом слегка шевелит плечами, он похож на лошадь, а лошадь — животное благородное и честолюбивое (интересно, что женщин в веке XVII частенько изображали похожими на попугаев — сходство с попугаем выдает склонность к глупой болтовне).
Отличился в этой области и Рене Декарт, который полагал, что шишковидная железа, находящаяся в нашем мозгу, влияет на движение животных духов (они распространяются по всему телу и их положение определяет выражение эмоций на языке тела). Ну т.е, например, брови. Они выражают страсти, поскольку расположены брови ближе всего к шишковидной железе и наиболее подвижны (когда душа испытывает влечение к чему-то, шишковидная железа возбуждается, а брови начинают подниматься и наоборот, когда душа испытывает отвращение, брови теряют контакт с шишковидной железой и опускаются / такое же влияние шишковидная железа оказывает на глаза, рот и все лицевые мышцы).
Шарль Лебрен — французский живописец эпохи Людовика XIV, отталкиваясь от идей Декарта, создал ряд рисунков-наблюдений, которые, кстати, легли в основу физиогномического кода комикса.
Глаза животных и человека. Гравюры по рисункам Шарля Лебрена. 1806.Глаза животных и человека. Гравюры по рисункам Шарля Лебрена. 1806.
Глаза животных и человека. Гравюры по рисункам Шарля Лебрена. 1806.Глаза животных и человека. Гравюры по рисункам Шарля Лебрена. 1806.
Расцвет же зоофизиогномики можно связать со швейцарским пастором Иоганном Каспаром Лафатером и его многотомником "Физиогномические фрагменты". Число последователей Лафатера в первой половине XIX века не поддается исчислению. Бальзак держал его трактат на столе и постоянно обращался к нему при описании внешности героев "Человеческой комедии". В России поклонниками Лафатера были Карамзин, Пушкин и Гоголь (вспомните дивное описание того же Сабакевича).
Лафатер суммировал идеи делла Порта, теорию Декарта и рисунки Лебрена, за одним важным исключением — его интересовали не животные признаки в человеке, а человеческие признаки в животном.
Почему так? Потому что ⬇️
1️⃣ в эпоху Просвещения граница между человеком и зверем становилась все более зыбкой. Мыслители XVIII века активно интересовались судьбой так называемых диких детей — детей, в силу тех или иных обстоятельств лишенных человеческого воспитания и выросших в лесу, в одиночестве или вместе с дикими животными. После возвращения в общество они, как правило, не могли адаптироваться к человеческой жизни. Карл Линней отнес их к особому виду Homo ferus, виду, который, по его мнению, составлял промежуточное звено между Homo sapiens и орангутангом. Потому что с физической точки зрения они принадлежали к человеческому роду, но с моральной — были ближе к животным.
2️⃣ аккурат в это время были сделаны большие успехи в дрессуре животных (обезьяна, одетая во французский мундир и получившая прозвище Генерал Жако, плясала на канате и церемонно пила чай в компании госпожи Помпадур, роль которой исполняла соответствующим образом одетая собачка).
Эти два момента служили вескими свидетельствами о звериной природе человека. Именно поэтому в последней трети XIX и первой трети XX века сходство человека с животным стали использовать как диагностический инструмент.
Так, итальянский криминолог Чезаре Ломброзо попытался на основании внешних признаков выявить склонность человека к совершению преступлений. Например, острые длинные зубы-резцы, как у крыс, могли выдавать преступника, а проституток — цепкие как у обезьян ноги.
Тадада-Дам! Дега создал свою барышню-обезьяну-мышь после того, как теории Ломброзо получили известность во Франции. В облике юной танцовщицы — отчетливое сходство с обезьяной, а закинутое назад лицо и странная гримаса напоминают крысу.
Итог: перед нами дитя порока, от рождения наделенное преступными наклонностями (чтобы у зрителя не возникало в этом сомнений, Дега поместил рядом со своей скульптурой выполненные им пастельные портреты преступников; они носили те же черты звероподобия, что и юная барышня).
Пункт 2️⃣, про концептуализм.
Дега представил миру свою барышрю в 1881 году на парижской выставке импрессионистов. И тогда она была из воска, раскрашенного в цвета человеческой плоти, на ней был настоящий корсет и балетная пачка, а на голове — парик из человеческих волос.
И самый сок — для экспонирования своей скульптуры Дега заказал специальную стеклянную витрину, в которых обычно выставлялись не произведения искусства, а анатомические препараты.
Однако, сильно.
P.S. сегодня, поскольку восковой оригинал слишком хрупкий, его не экспонируют, но после смерти художника наследники заказали 28 бронзовых копий этой юной особы — ныне именно их можно увидеть во многих музеях мира.