Существует особый вид изобразительного искусства — натюрморт. Этот жанр искусства существует как в чистом виде, когда на картине показывается «жизнь вещей», так и как включение в сюжетную картину. Ведь без окружающего мира невозможно полно раскрыть образ человека, какое-нибудь действие, сюжет.
Фото автора. Ткаченко А.В. "Натюрморт с газовой горелкой".
Иногда одна деталь натюрморта становится ключевой, которая определяет весь смысл работы. Очень наглядный пример можно увидеть в картине П.А. Федотова «Завтрак аристократа», где кусок черного хлеба на столе объясняет все.
Натюрморт становится самостоятельным жанром в конце 16 века. Темы работ, круг предметов изображаемых в натюрмортах того времени очень разнообразны. Это целые срезы, которые рассказывают о жизни людей, об их быте, нравах и даже философии.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Осенний Натюрморт".
Например, на картинах голландских и фламандских художников главная идея – это изобилие земных благ. На их работах мы видим горы дичи, целые тушки мяса, корзины с фруктами, овощами, дары моря, вазы с цветами. Все это пишется с упоением и радостью от жизни.
Есть натюрморты тематические: музыка, древности, сельский стиль, подборка по профессиям. Много пишется работ на тему «завтраки», «ужин», «чайная церемония», «десерт». Это своего рода энциклопедия того времени. Такие натюрморты интересно разглядывать, наслаждаясь обилием хорошо сделанных деталей.
Фото автора. Тяглова Н.А "Ботинки".
С приходом реалистического видения мира, художники стали находить красоту в обыденных предметах. Так Ж.Б. Шарден писал кастрюльки, кружки, бутылки, картошку, лук – все, то с чем мы сталкиваемся ежедневно и часто не обращаем внимания. Художник увидел в этих вещах частицу человеческой жизни, ее спокойный и милый сердцу ритм. От таких натюрмортов веет душевностью и теплом.
Фото автора. Тяглова Н.А. "Натюрморт с корзиной".
В обыкновенных предметах художник находит богатство цветовых отношений и тончайшую игру света, открывает зрителю красоту окружающего мира. Обыденность воспринимается поэтично и возвышенно.
Практически все художники уделяли внимание натюрморту. И это неслучайно.
Фото автора. Ткаченко А.В. " Натюрморт с капустой".
Ведь натюрморт это гораздо большее, чем просто стоящие вместе случайные вещи. Натюрморт это своеобразный образ мира, где художник, когда ставит саму постановку, подбирает все по законам целесообразности, объединяя все предметы в единое целое. Здесь не допускается ни случайности в выборе предметов, ни в их расстановке.
Замысел будущего натюрморта может зарождаться у художников под влиянием наблюдений за натурой в течение длительного времени, а может возникнуть внезапно под влиянием яркого впечатления.
Фото автора. Тяглова Н.А. "Нарциссы".
У натюрмортов есть главное преимущество: неподвижные предметы позволяют неограниченно долго и разнообразно экспериментировать в самых разных направлениях – в освещении, пространстве, композиции и колорите.
Именно поэтому с натюрмортов и начинается обучение изобразительной грамоте. По своей специфике натюрморт позволяет легко усвоить законы рисунка и живописи. Проще всего научится строить форму и передавать объем тоном в рисунке простых предметов, близких к геометрическим телам. Основы композиции хорошо раскрываются в умении компоновать предметы в натюрмортной постановке, как при работе на холсте, так и при ее составлении.
Фото автора. Тяглова Н.В. "Деревенский натюрморт".
В живописи тоже проще решать объемную форму предмета в натюрморте, чем, например, в пейзаже или интерьере. Ведь в пейзаже огромные пространства, массы воздуха, изменяющееся освещение. Кроме этого предметы самые терпеливые «натурщики», и позволяют изучать натуру с разных точек зрения.
Фото автора. Учебная работа.
Поэтому в занятиях искусством невозможно обойтись без натюрморта. Его важность трудно переоценить. Натюрморты писать полезно всем, даже мастерам, ведь этот жанр прекрасно передает настроение или эмоции.