1964 г. Холст, масло. Музей русского искусства в Миннеаполисе, США.
Трудно представить, но у многих людей, живущих за границей, не было своего «двора» в нашем понимании. Во многих городах дворы если и существуют, то лишь в техническом смысле (вроде дворов-колодцев старого Питера). А двор как социально-культурный феномен — это порождение советской градостроительной политики, которая проводилась с 1920-х годов. Закрытое от внешнего мира достаточное обширное пространство с сквериком, детскими и спортивными площадками, сушками для белья, небольшой парковкой и прочими атрибутами. Такие дворы строили в СССР до конца 1950-х. Потом градостоительная политика круто изменилась и старые добрые советские дворы превратились в «проходной двор», пространства между брусками хрущевок или брежневок. Они ужасно потеряли в уюте, но всё же сохранили кое-как свою социальную функцию. Окончательно советский двор убила т.н. «свободная» застройка домами-башнями. В таких кварталах в лексиконе жителей исчезло само понятие «двор», дети выходили «на улицу» и формой объединения для них уже стал пресловутый «раён». Очень печальная история…
Народный художник Игорь Александрович Попов (1927-1999). Его картина, показывающая зимний городской двор, в котором кипит жизнь, уже давно стала мемом на тему «Когда отключили Интернет».