портрет Маргарет Уилсон), Джон Эверетт Милле 1871г. Холст, масло. Размер: 70.5×56.5 см.Художественная галерея Уолкера, Ливерпуль
На картине изображена Маргарет Уилсон, член Ковенантского движения. Она была прикована к скале Солуэй-Ферт и приговорена к смерти через утопление.
Маргарет родилась в Шотландии, на ферме близ городка Ньютон-Стьюарт (Newtown Stewart), что располагался в тогдашнем графстве Уигтауншир (Wigtownshire). На дворе стоял 17 век, Реставрация Стюартов была в самом разгаре.
Маргарет, как и её братья, являлась сторонницей Ковенантского движения — шотландского национального движения в защиту пресвитерианской церкви. Политически данное движение выступало за ограничение королевской власти (что ожидаемо не нравилось самой власти и приводило к многочисленным гонениям). И если начиналось все вполне невинно — Маргарет просто носила еду своим скрывавшимся братьям, — то позднее она начала принимать участие в собраниях, которые были вне закона, и в 1685 восемнадцатилетняя девушка отказалась отречься от манифеста движения ковенантеров, за что вместе с другой участницей движения, шестидесятилетней Маргарет McLachlan, была приговорена к смертной казни.
Казнь осуществлялась достаточно изощренным способом: девушку приковали к врытому в песок в зоне прилива столбу в заливе Солуэй-Ферт. Вдоль побережья собрались горожане, готовые в любой момент броситься и отвязать ее, если она передумает и поклянется в верности королю Англии. До самого последнего своего вздоха Маргарет осталась верна своим убеждениям и не отреклась, хотя это могло бы спасти ей жизнь.
Настало время прилива, и вода быстро достигла уровня пояса Маргарет. Кто-то дал ей Библию, она открыла ее и громко прочитала из восьмой главы Послания апостола Павла к Римлянам, где сказано: «Сей Самый Дух свидетельствует с духом нашим, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если воистину с Ним сострадаем, чтобы и прославиться вместе. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас».
Когда вода достигла рук, Маргарет бросила Библию на берег реки и помолилась. Ее палачи, находившиеся в лодке рядом с ней, упрашивали ее смягчиться, говоря, что она совсем еще юная девушка и что ей нужно лишь помолиться за короля и поклясться в верности ему, и тогда освободят ее. Она ответила, что никогда не поклянется, но будет молиться за его спасение. Один из толпы опустил ее голову под воду и держал таким образом некоторое время, а затем отпустил. Когда Маргарет начала ловить ртом воздух, люди на берегу закричали: «Маргарет, ты поклянешься»
Вместо ответа она начала молиться: «Господь, прости этих людей и спаси их, спаси их души». Некий человек выругался и сказал: «Нам не нужны твои молитвы. Просто поклянись». Она повторила: «Я не произнесу ни одну греховную клятву».
После казни тела двух Маргарет были похоронены вместе в церковном наделе Уигтауна (Wigtown), а самых женщин стали называть Уигтаунскми мученицами.
А почти двумя столетиями позже британский прерафаэлит Джон Эверетт Милле изобразил на своей картине «Мученица Солоуэй» (The Martyr of Solway) момент незадолго до того, как воды Ирландского моря сомкнулись над головой несчастной Маргарет.
Относительно данной картины интересны несколько фактов: на рентгеновском снимке картины видно, что первоначально Маргарет была изображена с оголенной грудью, которая была прикрыта блузой позже. Однако, сформировать впечатление, что же там было изображено, можно благодаря другой картине Милле «Странствующий рыцарь» (The Knight Errant).
«Странствующий рыцарь» был завершен в 1870 году, однако одобрения не нашел (голая женщина, Викторианская Англия), и картина была переделана Милле — первоначально лицо девушки было обращено к зрителю. Позже он использовал верхнюю часть тела со «Странствующего рыцаря» при создании «Мученицы Солоуэй».