«Мертвые любовники». Неизвестный художник из Швабии

«Мертвые любовники». Неизвестный художник из Швабии Около 1450 года Дерево, темпера. 62,5х40 см. музей Страсбургского собораLes amants trépassés считается самой страшной картиной Ренессанса. Имя

Около 1450 года Дерево, темпера. 62,5х40 см. музей Страсбургского собора
Les amants trépassés считается самой страшной картиной Ренессанса. Имя автора не сохранилось, по манере сегодня ее приписывают анониму по прозвищу Ульмский мастер.
Работа этого художника поражает своим необычным подходом к обнажённому телу: то, что должно по идее возбуждать и радовать взор. Для нас подобное изображение мужчины и женщины ассоциируется обычно с Адамом и Евой — и традиционно такие картины служат для воспевания человеческой красоты. Но не в случае наших «Мёртвых любовников», которые по контрасту с шаблоном шокируют еще сильнее… Здесь настоящий хоррор.
Мёртвые любовники стоят во тьме. Они голые, лишь на плечи накинут белый саван. Их отвратительные в своём разложении тела изображены подчёркнуто реалистично. Они лишены зубов, покрыты гнойными язвами и насекомыми. Извивающиеся змеи выползают из их ран.
На картине изображены не молодые красавцы, а пожухлые старики, пожираемые могильными червями. Ужас от картины увеличивается от того, что глаза персонажей еще горят разумом. У беззубой старухи высохшие груди свисают самым жалким образом, а на причинном месте сидит огромная жаба — символ гадости и мерзости.
Идея этой аллегорической средневековой картины состояла в том, чтобы напомнить тому, кто на нее смотрит: жизнь — это тлен. Все мы умрем, причем достаточно скоро.
Картина «Мёртвые любовники» является частью диптиха. Вторая половина «Новобрачные» находится в Кливленде, США. На этой створке изображена счастливая парочка возлюбленных, которые только что обручились. Молодые люди одеты, и это еще раз напоминает нам о символике наготы в религиозном искусстве. В христианской живописи целью обнаженного тела отнюдь не было вызвать приятные сладострастные ощущения (как это станет в искусстве Нового времени). Нет: нагота обозначала смерть, переход в иное состояние. Потому что на том свете никому одежда уже не требуется. Поэтому, если на картине, например, был изображен умирающий (одетый), то душа-ангел, излетающая от его уст в небеса, писалась в виде обнаженного младенчика.
Этот же диптих своей символикой напоминает зрителю о том, что все мы из стадии юных счастливых любовников (слева) перейдем в ту стадию, которая изображена справа. И останемся в ней намного-намного дольше…
Работы выполнены в рамках немецкой традиции изображения смерти. Чувствуется влияние анонимного художника, работавшего на юге Германии во второй половине XV века и ныне известного как Мастер Домашней книги. Ранее работа ошибочно приписывалась молодому Маттиасу Грюневальду. Ныне считается, что это картины Мастера из Ульма
Вторая картина диптиха: «Новобрачные». Дерево, темпера. 62,3×36,5 см Художественный музей Кливленда (США)

«Мертвые любовники». Неизвестный художник из Швабии Около 1450 года Дерево, темпера. 62,5х40 см. музей Страсбургского собораLes amants trépassés считается самой страшной картиной Ренессанса. Имя

«Мертвые любовники». Неизвестный художник из Швабии Около 1450 года Дерево, темпера. 62,5х40 см. музей Страсбургского собораLes amants trépassés считается самой страшной картиной Ренессанса. Имя

«Мертвые любовники». Неизвестный художник из Швабии Около 1450 года Дерево, темпера. 62,5х40 см. музей Страсбургского собораLes amants trépassés считается самой страшной картиной Ренессанса. Имя

«Мертвые любовники». Неизвестный художник из Швабии Около 1450 года Дерево, темпера. 62,5х40 см. музей Страсбургского собораLes amants trépassés считается самой страшной картиной Ренессанса. Имя

Источник

Ваш комментарий