Мёртвые путешествуют быстро.

Мёртвые путешествуют быстро.

Фрагмент картиныФрагмент картины

Картина с интереснейшим названием «Баллада о Леноре, или Мёртвые путешествуют быстро» — не просто визуальная история.

Художник Эмиль-Жан-Орас Верне написал ее по старинной балладе 18 века «Ленора» Готфрида Бюргера и сюжет ее поистине драматичен. Но прежде, чем мы поговорим о нем, давайте вглядимся в картину.

Мёртвые путешествуют быстро.

«Баллада о Леноре, или Мёртвые путешествуют быстро», Эмиль-Жан-Орас Верне
1839«Баллада о Леноре, или Мёртвые путешествуют быстро», Эмиль-Жан-Орас Верне
1839

Сюжет полон ужаса и символизма. Перепуганная девушка и ее спутник – всадник-мертвец торопятся в ночной тьме. Одной рукой Ленора (героиня той самой баллады) держит узду, второй приоткрывает шлем своего спутника – ее глаза распахнуты, в них разгорается испуг.

Мертвец же в свою очередь смотрит вперед, придерживая одной рукой в непроницаемых латах, руку бывшей возлюбленной. Так что же здесь все-таки происходит?

Мёртвые путешествуют быстро.

Вариант сюжета в искусстве других художниковВариант сюжета в искусстве других художников

Баллада Готфрида Бюргера была основана на эпосе, а эпос на истории о девушке Леноре, чей возлюбленный по имени Вильгельм пал в битве под Прагой. Девушка с трудом переживает весть, которую ей принесли с поля брани – она клянет Бога за его немилость и допускает богохульство, за которое ей уготована самая страшная ночь в жизни.

Мёртвые путешествуют быстро.

Вариант сюжета в искусстве других художниковВариант сюжета в искусстве других художников

Той же ночью, в полночь к дому Леноры подъезжает всадник, с ног до головы закрытый в латы, но по голосу девушка узнает – это ее Вильгельм. Он уговаривает девушку поехать с ним, пара устраивается на коне и движется сквозь ночь с неестественной быстротой.

В какой-то момент Ленора замечает, что конь не скачет, а летит над землей, а на вопрос, куда они так торопятся, Вильгельм отвечает, что на собственную свадьбу. Перед рассветом они, наконец, прибывает в пункт назначения. Но вместо объятой плющом церквушки в розовом свете рассвета, Ленора оказывается на кладбище.

Мёртвые путешествуют быстро.

Фрагмент картиныФрагмент картины

От испуга девушка падает на чье-то каменное надгробие, злые приведения, мертвецы и духи кружат над ней адской каруселью и, кажется, что этот ужас никогда не закончится – так она платит за свое пренебрежение к божьей воле.

Верне очень четко передает пограничное состояние на грани помешательства и описывает как раз тот эпизод, где бывшие влюбленные прибывают на кладбище. В размытых образах заднего плана можно разглядеть гробы, мертвечину и прочие признаки готического эпоса.

источник

Ваш комментарий