1554 г. Холст, масло. Размер:308 х 220 см. Королевский музей изящных искусств Антверпена
Картина представляла собой центральную панель триптиха. Однако боковые панели были утрачены во время иконоборческой ярости летом 1566 года. Алтарный образ был исполнен по заказу антверпенской гильдии фехтовальщиков для их капеллы св. Михаила в Соборе Богоматери.
«Падение мятежных ангелов» Франса Флориса I – сплошной ковёр из парящих, падающих, копошащихся человеческих тел с напряжённой мускулатурою, к которым весьма неуклюже «приставлены» головы чудищ: запоздалая дань традиции Босха. Движения фигур хаотически переплетены; здесь нет единого пространственного ритма – в отличие и от картины Брейгеля на тот же сюжет, 1562 г., и от «Страшного суда» Микеланджело.
Глава 12 Книги Откровений повествует о войне на небесах между архангелом и дьяволом (в форме дракона): «И был низвергнут великий дракон, древний змей, тот, кого называют дьяволом и сатаной, обманщик всего мира; он был низвергнут на землю.земля и его ангелы были низвергнуты вместе с ним «. Архангел здесь не назван, но предполагается, что это Михаил, и его победа возвещает Второе пришествие Христа.
На картине мы видим Михаила в верхнем центре, держащего украшенный драгоценными камнями щит и пылающий меч – он также единственный, у кого есть нимб. Есть и другие ангелы божьи, изображенные как люди, но с крыльями. Они сражаются против армии мятежных ангелов, отличающихся своими анималистическими чертами: у одного вместо пениса голова орла, а у других собачьи головы, когти, хвосты, змеиная шерсть и даже крылья бабочки. Бабочки обычно ассоциируются в христианстве с Воскресением, потому что, как и Иисус, они тоже возрождаются из кокона. В центре хаотической битвы мы видим сатану в виде семиглавого красного дракона.