1860 г. Холст, масло. Размер: 91х151 см. Частная коллекция
Русский живописец-жанрист и портретист, академик Императорской Академии художеств Иван Иванович Соколов (1823-1918) родился в Курской губернии, однако, в середине 1880-х после длительной болезни переехал в Харьков, где стал вице-президентом местного товарищества любителей художеств. Этим объясняется страсть художника к малороссийским сюжетам.
Картина «Малороссийские девушки, гадающие по венкам о замужестве» была в числе тех работ, за которые Иван Иванович Соколов получил звание профессора.
К процессу гадания всегда относились серьёзно, если не сказать трепетно и с некоторой опаской. По поверьям считалось, что рядом с гадающей женщиной всегда находится нечистая сила, готовая утащить её в потусторонний мир. Поэтому женщины (девушки) перед гаданьем по старинной традиции обращались к Мокоши, вопрошая её о защите и своей судьбе.
Гадание на троицких и купальских венках было одним из самых популярных у славян. Так гадали и на Семицкой неделе, и на Ивана Купалу. Венки на Троицу делали, конечно же, из березовых веток, вплетая туда полевые цветы и украшая лентами.
Стоя на берегу реки, громко спросите, суждено ли выйти замуж в этом году, а затем бросьте свой венок подальше в воду (либо просто аккуратно опустите, если течение у реки сильное). Затем смотрите, как себя венок поведет, и по этому судите о будущей судьбе.
Если венок шел ко дну и тонул – это считается плохим предзнаменованием и сулит большие неприятности. Но еще худшим знаком считается, если венок расплетется в воде и вытянется в цепочку. Если венок вертится на одном месте – означает семейные ссоры и то, что свадьба неожиданно расстроится. Если венок остается на одном месте, никуда не уплывая, – замужество будет нескорое. Если венок быстро плывет – хороший знак, а если уплыл дальше всех и почти скрылся из глаз – означает крупное везение. Но самым лучшим знаком считается, если венок, проплыв какое-то расстояние, пристал к берегу – это означает и удачное замужество, и счастье в браке