1904 г. Холст, масло. Размер: 101 x 127 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1901 году Михаил Васильевич Нестеров совершил паломничество в монастырь на Соловецких островах. Художник всегда отличался трепетным отношением к русской природе, и увидев первозданный северный край, он нашел свою собственную утопию, что вдохновило его написание картины «Лисичка» (первоначальное название «На земле мир, в человецех благоволение»).
«Тема тоже старая и давно намеченная, — писал художник А.А. Турыгину, — где-то на «Рапирной горе», в «Анзерском скиту», на севере, у Студеного моря, живут Божии люди, старцы. Вот они сидят трое, ведут тихие речи… Мирно, не спеша живут Божии старцы. Кругом их в лесу поют птицы, прыгают лесные звери, вот совсем близко выбежала на них лиска — лиса, значит. Не боится она старцев, и им она не помеха, смотрят на Божию тварь — улыбаются. Таково прекрасно сотворен рай земной, воистину — «В человецех благоволение»!..».
Полотно визуально разделено на две части, на первой находится лужайка, где сидят праведники, на второй — густой лес. Мастер продемонстрировал идиллию этого места, стерев грань между дикой природой и средой обитания человека. Символом такого единения стала лисица, что спокойно направляется к людям.