Прототип и итоговый рисунок к этикетки "Аленки"Прототип и итоговый рисунок к этикетки "Аленки"
А еще, с ним связана интересная история, в которой удивительным образом переплетена классическая живопись, судебное разбирательство и народная молва. И шоколад, разумеется.
Виктор Васнецов. Алёнушка. 1881Виктор Васнецов. Алёнушка. 1881
Детское доверчивое лицо с шоколадки «Аленка» смотрит на нас вот уже 56 лет! Однако не многие знают, что вместо румяных детских щек символом угощения планировали сделать довольно известную в союзе Аленку – героиню картины Виктора Васнецова «Аленушка». Тут и прямая отсылка к названию и красивый сказочный флер.
Фотография А. ГеринасаФотография А. Геринаса
Однако управленцам фабрики легендарная героиня не очень-то пришлась по душе. Страдающая на камне Аленушка была слишком мрачной и депрессивной, а покупка и употребление шоколада должны ассоциироваться с радостью.
Елена Геринас на обложке журнала "Здоровье"Елена Геринас на обложке журнала "Здоровье"
Но у настоящей героини кондитерской обложки имя оказалось схожим. Дело в том, что производители все же решили поместить на нее ребенка и объявили в газете «Вечерняя Москва» конкурс на лучшую детскую фотографию.
Изображений пришло довольно много, а победил в конкурсе фотограф Александр Геринас, снявший на фотоаппарат свою дочь — 8-месячную Лену Геринас. Фото сразу пришлось по душе и его отдали на перерисовку штатному художнику.
Повзрослевшая Елена Геринас — девочка с шоколадки "Аленка"Повзрослевшая Елена Геринас — девочка с шоколадки "Аленка"
Таким образом, известное нам умилительное изображение создал Николай Маслов на основе детской фотографии Елены Геринас, художник переменил цвет глаз и пару черт лица. В целом, портрет остался узнаваемым, что, в последствии, послужило большой проблемой для фабрики.
Так спустя почти сорок лет Елена пришла судиться, требуя компенсацию в размере 5 миллионов за незаконное использование ее изображения. Женщина (во взрослой жизни она стала фармакологом) была вооружена семейным фотоархивом, негативами из арсенала отца, даже цветастый платок у нее сохранился.
Елена указывала на узел, хорошо видимый на фото и сохранившийся на живописном изображении. Это ее мама – левша – так по-особенному завязывала платок.
Попытки отсудить у фабрики компенсацию за нелегальное использование фото не удалисьПопытки отсудить у фабрики компенсацию за нелегальное использование фото не удались
Искусствоведческая экспертиза, однако оказалась не в ее пользу. Произведение художника Николая Маслова посчитали самостоятельным, хоть оно и было основано на реальном изображении, все же автор внес свои авторские поправки, а значит, права на обертку принадлежат фабрике «Красный Октябрь», где и работал художник.