Картина, которая вызвала восторг императора и негодование Льва Толстого

Поленов считается мастером исторической и пейзажной живописи. Он написал много религиозных полотен, которые до сих пор способны пробирать зрителей до мурашек. Сегодня расскажу об одной из его картин, которая наделала немало шума в свое время. Это "Христос и грешница", написанная в 1887 году.

Картина, которая вызвала восторг императора и негодование Льва Толстого

Изначально, задумывая картину, Поленов планировал выполнить обещание своей сестре, ушедшей в мир иной. Он говорил ей, что обязательно создаст масштабное полотно, на котором будет воплощена сцена из Евангелия.

Ради воплощения задумки, художник уезжает в путешествие на Ближний Восток. Там он внимательно изучает архитектуру, запоминает колоритные костюмы местных жителей, впитывает в себя нюансы природы, и, конечно, создает множество важнейших этюдов. В итоге, проведя в Палестине месяц, Поленов приступает к работе над картиной. Изначально он выполняет ее в угольной варианте. Позже напишет цензурный вариант маслом.

На картине "Христос и грешница" нарисована сцена, когда Иисус сидит возле храма и общается со своими учениками. Беседу прерывает толпа разгневанных людей, приволокших женщину, которую поймали за прелюбодеянием. Людям не терпится узнать, что делать с грешницей, а не побить ли ее камнями? На что мудрый Иисус советует бросить в нее камнем тому, кто сам не без греха.

Выставленную картину, цензор нашел весьма сомнительной, обер-прокурор Святейшего Синода решает запретить печать картины в каталоге выставки. Перед тем, как открылась экспозиция, император Александр третий заехал посмотреть спорную картину. Он долго рассматривал полотно, побеседовал с художником, а потом вынес решение, что покупает "Христос и грешница". Картина обошлась царю в 30 тысяч рублей. По тем временем, большие деньги.

Несмотря на покупку, картина успела попасть на передвижные выставки.

Лев Толстой, любивший покритиковать художников, разнес картину в пух и прах, с негодованием сказав, что Поленов, конечно, красив, но абсолютно бессодержателен. Храм напомнил писателю плохие декорации, апостолы показались неграмотно прорисованными, а сам Христос невыразительным. Единственное, что было достойным внимания, с точки зрения Толстого — это сама грешница и евреи.

А вам картина нравится?

источник

Ваш комментарий