«Жемчуг исканий», Николай Константинович Рерих

«Жемчуг исканий», Николай Константинович Рерих 1924 г. Холст, темпера.Размер: 89.5 × 116.8 см. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк Картина написана в сложный исторический период поиска и

1924 г. Холст, темпера.Размер: 89.5 × 116.8 см. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Картина написана в сложный исторический период поиска и утверждения новых смыслов в жизни, искусстве, культуре. Это время переустройства мира. Само название заключает в себе идею великого, вечного поиска, глубоких философских, бытийных размышлений. Картина написана темперой.
«Жемчуг исканий» открывает новую страницу творчества Николая Константиновича Рериха. Встреча с Индией состоялась. Художник как бы торопится сказать, что услышанный им зов не был зовом отрешения от мира к созерцательному самоуспокоению.
На небольшой площадке, поднятой в заоблачные выси, находятся Гуру (Учитель) и внимающий ему ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. Над ними, за морем облаков, сияет Гора Пяти Сокровищ.
Восточная традиция представляет эволюцию человека в виде жемчужного ожерелья, каждая бусина которого есть одно из его жизненных проявлений. Известно, что образование жемчуга происходит в живом организме – и это длительный процесс. Человек, преодолевая жизненные испытания, обретает новые качества, и сущность его постепенно становится сияющей, как переливчатый блеск перламутра. В каждой жемчужине Учитель видит итог долгой и неустанной работы духа ученика.
Ряд ассоциаций возникает при анализе композиционного построения произведения: белые клубы облаков словно исходят из нити ожерелья и далее растекаются к снежным горам. Рука Учителя, а вслед за ней и одна из извивающихся волн тумана направлены прямо к Канченджанге. Видимо, среди жемчужин нашлась такая, которая положила начало верному, но трудному пути восхождения к сияющей вершине. Ее величественная корона, как строгое архитектурное строение, возносится над всеми темными предгорьями и вонзается в купол неба. Там нет хаоса облаков, полутеней и рассеянного света, там – алмазное сверканье!

.

Ваш комментарий