Интеллектуальная игра и никакого словоблудия.
Да и запрещает кальвинизм любое изображение Бога. Поэтому в Голландии XVII религиозной живописи не было.
Голландия вообще развивалась совсем иначе, чем скажем та же Фландрия, где сохранился католицизм и власть испанской короны.
В Голландии католицизм уступил место кальвинизму, который отрицал культуру изображений в церквях, поэтому церковь самоустранилась и заказчиками произведений искусства стали простые бюргеры (расцвет пейзажа, портрета и натюрморта). И бюргеры эти очень любили шарады разгадывать. И красиво, и на досуге есть чем заняться, потому что не просто кислый лимон, а ребус, разгадка которого может быть весьма разнообразна — все зависит от контекста.
Возьмем тот же лимон. Например, лежит он, полуочищенный, по соседству с кубком и часами (часы являются напоминанием о смерти) — ложный друг, потому что лимон радует глаз снаружи, но кислый внутри. Или так: такой же полуочищенный лимон расположился аккурат на одном столе с виноградом, вином, рыбой и хлебом — символ истинного христианина, который приятен со всех сторон. Трактовка изменилась, поскольку рядом с лимоном присутствуют христианские символы.
Роскошный путь к просветлению, не правда ли?
Но пост вообще-то не о голландском натюрморте, а о его перерождении в XXI веке. Речь идет о прекрасном, на мой взгляд, фотохудожнике КЕВИНЕ БЕСТЕ.
Да, это фотография и она здесь не просто новый современный вид искусства, но концепт, ибо голландская живопись — это филигранно тонкая, в высшей степени реалистичная, натуроподобная картина. Картина маслом, которою легко спутать с фотографией.
Бест создает другой парадокс — его фотографии легко можно спутать с картиной маслом из голландского Золотого века. Можно, но при внимательном рассмотрении нельзя, потому что фотография и потому что Бест добавляет отсебятинку — сюр. Такой дивный, тонкий, корректный сюр — гурман (смотрите: все вроде бы ок, но не ок, потому что предметы то стоят не на столе, а витают в воздухе!)
Нет, Бест не меняет азбуку голландского натюрморта, но обогащает ее дополнительными смыслами, осовременивает, если хотите.
Тарелка держиться на добром слове, заметили? И так много где)))Тарелка держиться на добром слове, заметили? И так много где)))
Вот, скажем, накрытый яствами стол. Трактовать его можно абсолютно по-разному, тут нет никаких строгих правил (в веке XVII их тоже не было), все зависит от набора предметов (это уже само по себе в какой-то степени сюрреалистично).
Например, устрицы — явный символ плотских утех (устрицы якобы стимулировали сексуальную потенцию, более того, сама Венера, богиня любви, родилась из раковины). Т.е смотрим на устрицы и видим мирские соблазны. Но не всегда, ибо те же самые устрицы — намек на спасение (раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, иными словами, воскреснуть). Повторюсь: все зависит от набора предметов на столе.
Ловите шпаргалку (про лимон, часы и устрицы мы уже поняли):
Стеклянная посуда — про мирские богатства и их тщетность. А еще про хрупкость человеческой жизни.
Фужер "флейта" (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) — тоже про хрупкость и в то же время про умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
Нож — напоминание о смертности человека, об его уязвимости.
Трубка (из нее, к слову, не только курили, но и мыльные пузыри надували) — про внезапную смерть и про краткие плотские удовольствия.
Вино — все те же сомнительные мирские утехи и греховные забавы. А еще кровь Христа.
Погасшая свеча — быстротечность человеческой жизни.
Беспорядок на столе — разрушение.
Ветчина — разврат и похоть.
Хлеб — тело Христа (поэтому хлеб и стеклянный бокал с вином — про таинство причастия).
Виноград и рыба — тоже про Христа.
И даже сельдь будет про Христа, ибо напоминает о посте и постной пище.
Что мы имеем? Два уровня символической нагрузки — духовный и земной, вечный и преходящий. Но это я снова в XVII век удалилась. Бегу назад, в мир Беста. Потому что мир Беста очень даже best. 😁
Тут вот вам красный огромный краб, омары, устрицы, фужеры с вином, ягодки — настоящее барочное чревоугодие. А еще упавший кубок, сильно похожий на священный грааль. И виноградная лоза.
Про мирские удовольствия и богатства, про их тщетность — скучно, было в XVII веке. А вот про Бога, которого забыли пригласить на праздник, потому что: а) его нет б) он умер в) воскрес, но человеческий род таков, что воскрешаться Иисусу, кажется, нужно стабильно часто, хотя бы каждые сто лет (грааль упал — устрицы открыты = грехи искупить некому; вишенки — для тортика срамоты и порока) — мне по душе.
Такой роскошный пир во время чумы — напоминание уже не о том, что стоит жить по законам Божьим, но о том, что жить по этим законам давно перестали.
Или вот мне очень нравится натюрморт с горящей свечей. Жизнь продолжается, вино на столе. Но свеча вот-вот догорит, а кубок, который грааль, с богатствами упал, камушки рассыпались. Стол витает где-то в космосе, а на ножке стола — мистический человекоподобный лик, еле вычленяемый из мрака ночи. И восточный ковер, тот, который самолет — сказка ложь, да в ней намек.
Заметили на переднем плане три шишки? Удивлены? Не стоит, хотя все предельно не просто 😂 — издавна шишки ассоциируются с Ваалу-Хададу (семитский бог плодородия, дождя и росы) и с его супругой Ашерах (Ваалат); с вавилонско-ассирийской богиней любви и плодородия Иштар; с Приапом — богом плодородия и оберегом др.греков (тот самый, кого с большущим фаллосом изображали). Сосновая шишка была эмблемой Артемиды (Дианы) и символизировала в этом контексте женскую чистоту, и с римской богиней Венерой (Афродитой). В христианской иконографии шишка связывалась с Древом Жизни. А еще ее прочно ассоциировали с секретным рудиментарным органом — шишковидной железой, также называемой "третьим глазом" (она размером с горошину и имеет форму сосновой шишки, известна как эпифиз). Пифагор, Платон, Ямвлих, Декарт и другие писали об этой железе с большим благоговением и называли ее вместилищем души.
И вся прелесть Беста в том, что тут сразу все ассоциации — вместилище души внешне очень смахивает на фаллос, а фаллос в Др.Греции был апотропеем — предметом, защищавшим от сглаза, злых духов и приносившим удачу. Бест не настаивает на какой-то одной интерпретации или узко направленной, как в Голландии XVII века — только про назидание и христианские коннотации. У него все сразу и всего много — смело даем волю своей фантазии, сюрреализм же.
Или вот эти плавающие рыбки в пузырьках. Пузырь — символ тщеславия, его жизнь прекрасна, но коротка. Или скрипка на книге с потухшей свечей — смерть всегда играет на скрипке и на нервах 😂(располагается на книге — библия?) А еще скрипка — это прекрасное женское тело, порочное и соблазняющее аки дьявол (famme fatale; первую скрипку создал дьявол из своей возлюбленной, которая не ответила ему взаимностью).
А эти сумасшедшие бестовские ванитас — ну диво дивное и чудо чудное. В книги Экклезиаста читаем: "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" (Суета сует, все есть суета).
Vanitas по-латыни означает "тщетность", "суета", "пустота", "ничтожность", а также "хвастовство" и "тщеславие". И конечно смерть, которая вечна, как и налоги 😂 и как знания, поэтому книги и глобусы. Но знания эти никому не нужны (книги закрыты) — история ничему не учит, горбатого только могила исправит.
Далеко ходить не надо: смерть в XVII веке — это были чума и инквизиция. В XXI веке — это все, от политики до нового штампа ковида.