Александр Иванович Савинов 1909–1911. Холст, масло. Размер: 194.5X270 см. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург.
Замысел этой масштабной картины-панно возник у Александра Савинова весной-летом 1909 года на острове Капри под сильным впечатлением от античных росписей городов Помпеи и Геркуланум. Тогда художник начал работать над общей композицией полотна, исполнил этюды лимонных и апельсиновых деревьев, а также карандашные рисунки женских фигур.
Но продолжить «Купальщиц» он смог только весной следующего года, когда вернулся в Италию. В одном из римских писем Дмитрию Кардовскому Савинов рассказывает: «Я сижу себе посиживаю в своей мастерской, точу своих «Купальщиц» —это я задумал запеть свой маленький гимн Итальянской земле, древней, кудрявой земле и ее ласковым и беззлобно-жестоким зверушкам».
Основная работа над картиной-панно велась летом 1910 года в Риме. Сложная «ковровая» композиция произведения включает несколько основных фигур купальщиц, которые прячутся в ажурной листве кустов роз, оливковых и апельсиновых деревьев. Подобной насыщенности деталями нет в помпейских фресках, но трактовка отдельных образов, — например девушки, ведущей ослика, — имеет прямые переклички с античными росписями.