Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Диего Веласкес "Пряхи", ок. 1657. Прадо, Мадрид.Диего Веласкес "Пряхи", ок. 1657. Прадо, Мадрид.

Это "Пряхи" (ок.1657) ДИЕГО ВЕЛАСКЕСА.

Кажется, что мы видим перед собой пример испанского быта того времени — такая повседневная сценка из жизни королевской мануфактуры гобеленов "Санта-Исабель" в Мадриде (тут даже потенциальные покупательницы изображены).

Но нет.

Этот сюжет связан с "Метаморфозами" Овидия, а именно изображает миф о состязании ткачихи Арахны с покровитель­ницей ткачества Афиной, которая в итоге превратила соперницу в паука.

Это не первая, но главная и основная мысль картины.

Рассказываю. Веласкес большой любитель поиграть в пространственные игры. И "Пряхи" — виртуозный пример такого сюжета в сюжете, когда вся соль находится там, в глубине холста, освященная светом.

А светом освещен гобелен, на котором изображена сцена "Похищение Европы" (по мотивам картины Тициана, которую Веласкес видел в исполнении Рубенса). Но не абы какая, а конкретная иллюстрация мифа об Арахне (на переднем плане гобелена изображены Афина (в шлеме) и Арахна (с размытым лицом), а за ними — сам миф о Зевсе и прекрасной юной Европе).

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Согласно античной легенде, Арахна так возгордилась своим умением прясть (а делала она это, действительно, искусно), что вызвала на поединок саму Афину — не просто богиню мудрости, но еще и покровительницу искусств и ремесел, главным образом прядения и ткачества, потому что она, якобы изобрела веретено (по др.источникам веретено изобрел сын Арахны Клостер, а самой Арахне приписывают изобретение льняной ткани и сетей).

Дерзости Арахны не было предела: она выткала на полотне 18 эпизодов, изображающих, как боги трансформируются и обманывают. Это были в основном, конечно, многочисленные любовные похождения отца Афины Зевса. Среди многих, был и сюжет похищения Зевсом, в обличии быка, дочки сидонского царя Европы.

Афина, напротив, соткала миф о том, как она побеждает Посейдона, а потом еще четыре сюжета, рассказывающие про то, как боги карают "неверных" — истории Родопы и Гемуса, Пигмея, Антигоны и Циниры. Карают как? Правильно, превращают во что-то.

Так, Родопу и Гемуса превратили в горы, Пигму — в журавля и заставили воевать с ее же народом, Антигону — в аиста, а дочерей Цинира — в ступени храма после того, как он заявил, что они прекраснее богов.

Ясное дело, что Арахна перешла грань дозволенного и Афина разгневалась. Правда, тут не ясно еще почему больше: потому, что богов разоблачили или потому, что соткала Арахна свои сюжеты безукоризненно идеально…

Дело кончилось тем, что разгневанная Богиня разорвала гобелены своими руками, ударила Арахну челноком ткацкого станка по лбу и превратила в паука, осудив ее на пожизненное ткачество — вечно плести свою паутину.

А теперь вся соль: Веласкес — придворный художник и друг короля Филиппа II, который был главным покровителем контрреформации. Думаю, тут все ясно теперь, идем дальше.

Веласкес — это всегда многосоставное произведение, сложное, емкое, многоплановое. Поэтому тут будет не только политика, но и бытийные, вечные аллегории. Такие, как миф о трех Мойрах (Клото, Лахесис, Атропос) — богинях судьбы, которые соткали судьбы как смертных, так и богов (те три дамы на переднем плане картины).

Одна из них прядет нить человеческой жизни (Клото), вторая сматывает эту нить в клубки и следит за исполнением участи (Лахесис), а третья пресекает течение жизни (Атропос; поэтому Веласкес и изобразил ее сильно размытой, удаленной от всех во мрак — она есть неотвратимость).

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Другими словами, дамы эти есть те, кто определяют учесть нашего существования. А изображены они в испанском быту, современном художнику, потому что Мойры руководили судьбой не только тогда, но повелевают ей и сейчас, и завтра тоже будут этим заниматься — они вечные прядильщицы судеб, меняется лишь интерьер.

Но и это еще не все. Это же Веласкес.

Два разрозненных пространства переднего и дальнего планов подчинены, по воли гения художника, принципу зеркальности — композиционно группы ткущих на переднем плане картины и область, освященная светом, где гобелен и светские дамы его разглядывающие, есть синонимы (по две героини справа и слева, одна — впереди и несколько в глубине; Арахна вторит Атропос, той, что в красной юбке, а жест Афины есть синоним жеста Клото, той, которая работает за веретеном).

Поэтому тут будет еще и более широкая привязка — к аллегории искусства вообще, ибо настоящее искусство есть результат ремесленных навыков (упорный труд в лице Арахны) и божественного наития (или вдохновения в лице Афины).

Ну а КАК Веласкес это делает! Достаточно посмотреть на тончайший, серебристо-белый платок Клото, на дивно прекрасные разбеленные коричневые драпировки у лестницы, на драгоценную пряжу, которую сматывает в клубок Лахесис, на узор самого гобелена, в конце концов — это живописная феерия будущего, это вся история грядущей прогрессивной европейской живописи.

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

А фигура Атропос! Это же просто бомба для живописи того времени — лицо ее размыто, словно мы смотрим на нее сквозь проливной дождь или грязное стекло. Подобным образом, много позже, так будет работать, например, Оноре Домье.

Я очень люблю эту картину, потому что она всегда всех путает.

Вообще-то, именно ее Домье и присвоит себе в качестве главной героини своей серии про труд, рутину и усталость. Правда, профессия у нее будет уже другая — прачка. И смыслы другие — вселенская трагедия человека, вес узелка которого сравним с тяжестью креста, а усталость такая, что нет сил любить даже своего ребенка.

Генеральный смысл другой, но посыл, в общем-то об одном, ибо веласкесовская женщина, та самая неотвратимость, тоже бесконечно устала (вечность — это, знаете ли, утомляет). Просто она, Атропос, впрочем, как и Клото с Лахесис, живут во времени Веласкеса и не могут быть по-микеланджеловски титаничными, как у того же Домье.

Но уже могут позволить себе совсем не быть Богинями, потому что, как минимум, видели Караваджо.

В общем-то, именно поэтому и пространство в "Пряхах" решено довольно условно — это место вообще, потому что реального испанского быта здесь ровно столько, чтобы вписать вечные сюжеты в повседневность, так, как потом это сделает тот же Мане в своем "Завтраке на траве".

Но так было не всегда. В XVIII веке (вероятно, после пожара 1734 года в мадридском Алькасаре), картину надставили со всех сторон, т.е. добавили холст по краям, в результате чего пространство из условного стало архитектурно оформлен­ным (в частности сверху были лук и окулус).

В 1980 году "Пряхи" подверглись тщательной реставрации, но части полотна, не принадлежащие кисти Веласкеса, было решено оставить. Не спрашивайте почему, я не знаю.

Зато знаю, что музей Прадо, где хранится полотно, сделал блестящую вещь, спасибо ему за это и низкий поклон — стал представлять публике картину в новой раме, которая скрывает от глаз дополнения, сделанные в XVIII веке на оригинальном холсте, и позволяет созерцать композицию так, как ее задумал сам Веласкес.

А задумал он ее блестяще.

источник

Ваш комментарий