Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980)

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших художественно-технических мастерских, знаменитого Вхутемаса. Его профессорами были В.А.Фаворский, П.В.Митурич, И.И.Нивинский и Н.Н.Купреянов.
Семёнов-Амурский изучал не только русское искусство и творчество своих соотечественников и современников, но и обращал внимание на историю и основные тенденции развития мирового искусства. Искусствоведы отмечают влияние на живопись Семёнова-Амурского французских импрессионистов, прежде всего Матисса и Ван Гога. Сохранившиеся записи художника свидетельствуют о пристальном внимании, анализе их творческого метода. В творчестве мастера чувствуется обращение к древнему, первобытному искусству, он пытается найти универсальные истоки искусства, его первооснову, понять и переосмыслить средства выражения. Федор Васильевич обращается к наивному народному искусству, культуре Византии и Древнего Египта, большое уделяет детскому рисунку, сохранившему первобытную чистоту. Отсюда отход художника от трехмерного изображения, в графике и на холстах, и неоднократное обращение, в 1930-х, к изображению и даже изготовлению масок, «приобретавших в его творчестве характер тотемных изображений, хранителей древних культурных смыслов и одновременно атрибутов современной карнавальной культуры». Его работы сохраняет архаичную природность искусства, в центре внимания художника прежде всего формы, их ритмика и органика, цветовая и линейная структура.
Несмотря на то, что Семёнов-Амурский игнорировал политические потрясения времени, которые в его представлении, не несли никакого культурного смысла, не имели отношения к собственно культуре, его постигла трагическая судьба художников в советской России, чье творчество выходило за рамки «правильной» идеологии.
В 1946 он был обвинен в формализме, исключён из Союза художников — переведён из членов Союза в кандидаты, — и с тех пор, испытывая постоянную нехватку средств, боялся потерять минимально приемлемые условия для своей работы. Возможно, именно нужда заставила его использовать технику собственного изобретения — маслом на тщательно загрунтованной бумаге (холст был слишком дорог). Но именно работа маслом по бумаге рождала интересный эффект — в этих произведениях никогда не проступает структура холста; в самой живописи иной раз появляется что-то от цветной графики.
Много работая, создавая до тысячи произведений в год, он почти никогда не выставлялся, за исключением участия в нескольких квартирных выставках. Его работы не закупались, и он зарабатывал на жизнь ретушированием фотографий для Большой Советской энциклопедии. В 1960–1962, перед выходом на пенсию, Семенов-Амурский принимал участие в крупном проекте — реставрации панорамы «Бородинская битва». Только в 1967 в Институте физических проблем АН СССР в Москве состоялась первая персональная выставка художника.
В 1972–1976 вместе с Григорием Громовым, Павлом Ионовым, Ростиславом Лебедевым, Александром Максимовым, Борисом Орловым, Дмитрием Приговым, Иваном Смирновым и Игорем Шелковским участвовал в однодневных выставках в мастерской Игоря Шелковского. Кроме того, он принимал участие на творческих вечерах с выставками работ и дискуссиями.
В 1976 состоялась вторая выставка произведений художника в Малом зале Центрального дома работников искусств, ставшая последней прижизненной.
21 июля 1980 художник скончался в Москве. Хранителем и пропагандистом творческого наследия Семенова-Амурского стала его вдова Елизавета Измаиловна Елисеева.

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

Фёдор Васильевич Семёнов-Амурский (23 марта 1902 – 1980) В 1920 году он поступил Благовещенское художественно-промышленное училище, а в 1925 уехал в Москву, где стал студентом Высших

.

Ваш комментарий