1861 г. Холст, масло. Размер: 69.3 x 59.3 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В начале 1860-х Перов создает серию картин антиклерикальной направленности. Главой становится тема священства, забывшего свой долг. Василий Григорьевич был тонким психологом, видящим все недостатки тяжелой жизни бедных людей, заносчивость и чванство богатеев, двуличность церковных служителей. «Проповедь в селе» — дипломная для Перова работа. Картина была отмечена золотой медалью Академии, а ее автор заявил о себе как о современном и прогрессивном члене общества, как о художнике с критическими взглядами.
Изображенный на ней священнослужитель в сельской маленькой церквушке читает воскресную проповедь. Он рассказывает о небесном рае, ожидающем богатого помещика, мирно дремлющего в переднем ряду. И о подземном аде, который поглотит бедного крестьянина, не выполняющего законы божьи.
В замешательстве чешет затылок мужик, возможно, размышляя о несправедливости этой жизни. А помещику нечего беспокоиться, у него есть земли, души, угодья, богатства. Даже его сон охраняет преданный слуга, отодвигая напирающую прихожанку подальше от хозяина.
Молодой девушке тем более неинтересны духовные искания, она с удовольствием послушает нежные нашептывания юноши, чем проповедь скучного священника.
Каждый герой сюжета красноречиво иллюстрирует свои качества – усталость, пренебрежение, равнодушие, невежество, благостность и неверие.