Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Спасибо немецкому историку искусства, жившему в XVII веке, Иоахиму фон Зандрарту, который в своем сочинении "Немецкая академия" спутал Готхарта Нитхардта с другим художником, работавшим на рубеже XV-XVI веков в городе Зелигенштадте недалеко от Франкфурта-на-Майне — до XX века книга Зандрарта оставалась по сути единственным источником сведений о Маттиасе Грюневальде, а это имя прочно утвердилось в истории искусства.
Не спрашивайте меня, почему Зандрарт не обратил внимания на монограмму художника "M.G.N" (Mathis Gothart Nithart) — у меня нет ответа на этот вопрос.
Откровенно говоря, если меня разбудить ночью и спросить: "Кто твой любимый художник?", я назову три имени. Только три, не потому что они лучшие, но потому, что они лучшие для меня. Это Каспар Давид Фридрих, Отто Дикс и Маттиас Грюневальд.
Тот, который после своей смерти был бессовестно забыт. Заново его открыли лишь экспрессионисты в начале XX столетия, в том же веке XIX он нем еще никто не знал, а авторство работ приписывалось Дюреру (в XVIII веке о нем не знали тоже, в XVII-м — разве что Зандрарт).
Впрочем, такая путаница лишний раз показывает масштаб гения художника, ибо с Дюрером всякого не спутаешь. Уровень-С.
Правда, с Дюрером они принципиально разные во многих отношениях. Грюневальд остался абсолютно чужд к рационализму и теоретическим увлечениям Дюрера, был далек от его стремления создать канон прекрасного.
Христос Грюневальда — это плебей (согласно видениям святой Бригитты Шведской (XIV век), Богоматерь, как родила младенца Иисуса, уже видела в своем сердце, как все Его тело раздирают острыми бичами, после чего Он приобретает вид прокаженного).
Маттиас Грюневальд "Поругание Христа", 1503-1504. Пинакотека, Мюнхен.
И плебей этот погибает в муках — пальцы рук скрючены, зеленый рот искажает гримаса боли, зубы черные, из правого ребра и ран, пробитых гвоздями рук и ног, течет кровь, все тело истерзано как решето (следы пыток).
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Первая развертка.
И тут даже не так важно, что Он погибает, хотя Гольбейн своего мертвого Иисуса создаст приблизительно лет через 10 после распятий Грюневальда, как то, что Он погибает В МУКАХ.
Тут такое дело: традиционно распятие есть символ духовного совершенствования — то, чего у Грюневальда нет совсем. А что есть?
А есть воплощение идеи искупления первородного греха — это визуализация чисто человеческого страдания (распятие на кресте — одна из самых болезненных и страшных казней, известных еще со времен античности; художник застал многие катаклизмы эпохи: политическую раздробленность, экономическую неравномерность, бесправное положение и тяжелое угнетение крестьян и городской бедноты, напряженную борьбу религиозных течений, что в последствии приведет к Реформации и Великой крестьянской войне).
Именно поэтому, распятия Грюневальда — это материализованное в красках страдание (пункт первый, полюбившийся экспрессионистам).
АНАЛОГОВ ГРЮНЕВАЛЬДУ НЕТ (тот же "Мертвый Христос" Гольбейна выглядит в сравнении, как детский лепет).
Маттиас Грюневальд родился между 1475 или 1480 годами в Вюрцбурге. Первые сведения о нем встречаются лишь с 1504 года — время, когда художник обосновался в Ашаффенбурге, резиденции архиепископа Майнцского. Это скромный архивный документ — расписка о том, что художнику было выплачено вознаграждение майнцским архиепископом за оформление резиденции (известно также, что за преданную службу при дворе архиепископа Грюневальду был дарован дворянский титул). Последние годы жизни он провел во Франкфурте-на-Майне, а умер в Халле (1528 год). Вот, пожалуй, и вся известная нам биография художника. Не густо, правда.
В общем-то столь же немногочисленно и его художественное наследие — авторство работ Маттиаса Грюневальда не оспаривается только у 11 (10) картин и 35 рисунков (он, кстати, был не только живописцем, но и архитектурных дел мастер — в 1511 году был советником при перестройке ашаффенбургского замка, резиденции архиепископа, а также принимал участие в переделке фонтана). И в отличие от большинства современников совершенно не занимался гравюрой. Потому что Грюневальд — это всегда про эмоциональное воздействие цветовых отношений.
Иначе говоря, его конек — это ЭКСПРЕССИЯ, которую неизменно всегда ярко подчеркивают угловатые формы (пункт второй, полюбившийся экспрессионистам).
Одна из самых ранних атрибутированных его работ — это "Поругание Христа" (1503 или 1504 года). Редкое для того времени произведение, в котором особенно интересен образ музыканта с барабаном — своей оглушительной музыкой он вторит крикам беснующийся, опьяненной кровью, толпы.
Главным же произведением Грюневальда является "Изенгеймский алтарь" (1512-1515), написанный для госпиталя святого Антония в Изенгейме. Ныне этот огромный трехстворчатый складень находится во Франции, в небольшом городке Кольмар, близ Германии и это просто нужно увидеть своими глазами, потому что все, что я сейчас напишу будет ущербно и ничтожно.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция.
Итак. Изенгеймский монастырь был образован братией нищенствующего Ордена святого Антония (антонитов) в конце XIII века и славился тем, что люди, приходившие в него, исцелялись: кто от чумы, кто от гангрены, кто от эпилепсии.
Это была фишечка антонитов, которые с момента основания в конце XI века своего ордена занимались тем, что исцеляли больных, т.к. святой Антоний еще при жизни многих лечил от "антонова огня" (то бишь гангрены). В монастыре братия делала специальную настойку на целебных травах и мощах св. Антония, которую предлагали нуждающимся в исцелении прихожанам (временами проводились и операции — ампутировали больные ноги во избежание заражения).
Почитали здесь еще и святого Себастьяна с Иоанном Предтечей, поскольку первый спасал от чумы, а второй — от эпилепсии.
Сама процедура лечения проходила в монастыре в два этапа: сначала люди страстно молились о выздоровление перед первой раскладкой огромного грюневальдовского алтаря, изображавшего распятого Иисуса, и лишь потом им начинали давать, параллельно с молитвой, настойку.
Молились тому самому мертвому Христу, с судорожно скрюченными пальцами, открытым зеленым ртом с черными зубами, который искажает гримаса боли, кровью, текущей из истерзанного ранами тела (следы от бичевания намеренно написаны как вскрывшиеся бубоны — симптомы чумы). Я специально повторяю это описания, потому что здесь только боль, страдание и смерть. С такой неистовой правдивостью распятие не писал никто.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Почему Грюневальд создал именно такое распятие? Потому что весь мир жил тогда в ожидании грядущей катастрофы — это "презрение к уродливому и злобному миру, где страдает душа" (Немилов). И мир этот необходимо срочно лечить, очищать.
Молитва тогда была сродни медитации, такая квазимедицина — люди реально верили в лечебные свойства образов (на боковых створках изображены св. Себастьян и св. Антоний). Другими словами верили в исцеление. А что нам дал Христос своими смертными муками? Правильно, спасение. Т.е. исцеление.
ИСЦЕЛЕНИЕ есть главная идея Изенгеймского алтаря (третий пункт, который так важен для экспрессионистов) — очищение рода людского от духовной скверны и, по возможности, от физических недугов, которые есть метки дьявола и без духовного очищения тут хворюшки не победить. А такой совсем реальный Христос (типично для эпохи Возрождения, когда художники смотрят именно в свой мир) производил визуальный и терапевтический шок.
Главные цветовые акценты здесь — красный и белый, как порок и добродетель. А вокруг царит мрак, чернота которого еще более усиливает цветовые и световые контрасты. Если соединить чертой все красные пятна, то получатся две диагональные линии, что-то типа галочки или условной чащи (Ден Браун нашел бы тут Священный Грааль😂), аккурат в центре которой располагается сама сцена распятия.
Истерзанная фигура Христа — доминанта всей картины (перекладина креста слегка выгнута и направлена к фигурам подле Иисуса — грехи мира несказанно тяжелы и по силам они только Ему). Более того, фигура Спасителя крупнее, чем фигуры стоящих у креста — размер имеет значение😁 (то, что больше, то значительнее) и выделена светом (там, где свет, там бог и сила).
Про распятие это можно, кажется, говорить часами, но возможности такой нет, поэтому дам вам несколько любопытных маркеров — обратите внимание на фигуры Марии Магдалины и Девы Марии, особенно на их руки; и на руку апостола Иоанна, который придерживает Мадонну; и на палец Иоанна Крестителя, которого, кстати, там быть не должно, потому что на момент казни Христа Иоанн был уже мертв…
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.
Думаю хватит на сегодня. To by continued.
Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент пределы.
Св. Антоний. Маттиас Грюневальд "Изенгеймский алтарь", 1512-1515. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция. Фрагмент.