1966 г. Холст, масло. Размер: 222×147 см. ГТГ, Москва.
Для рубежа 1950-1960 гг. в реалистической советской живописи был характерен «суровый стиль», представителем которого стал в том числе и Виктор Попков. Суть этого стиля – в воспевании судеб современников, «героики трудовых будней». В 1966 году он пишет картину «Двое», успех которой был предопределен. Об этой работе много было сказано в прессе, она стала одним из немногих постоянно выставлявшихся произведений Попкова в Государственной Третьяковской галереи.
Виктор Ефимович Попков обратился к теме современной молодёжи. Зарождающееся чувство любви между юношей и девушкой, мир их интимных переживаний, гармония и контраст — всё это создаёт внутреннее едиство и вместе с тем какую-то разобщённость. Художник увидел и раскрыл противоречивость человеческих отношений».
Замысел картины возник после просмотра итальянского фильма «Нищий». Попков взял за основу сцену, в которой двое немолодых влюбленных удаляются с людских глаз. Первоначально он перенес эту сцену с двумя лежащими фигурами в первый свой набросок, сделанный на обратной стороне географической карты. Художник создает многократные варианты, в каждом из которых находит оригинальное образное решение.
Но в последствии, он отказывается от атрибутов в картине, чтобы не отвлекать внимания от чувств: исчезает город, персонажи переносятся в поле. Попков сосредоточивается на двух фигурах, выражая скрытую взаимосвязь этих людей и царящую психологическую атмосферу. На картине нет явного действия, но на фоне эмоций зритель чувствует напряжение между героями. Плавная женская фигура и угловатая мужская подчеркивается колоритом темным коричневым в одном случае, и нежным светлым — в другом, придаёт полотну контраст. Глядя на картину, можно ли сказать, что между героями началось отчуждение Пожалуй, да. Герои рядом, но не вместе. Сюжет понятен каждому, хотя ничего не сказано напрямую.