Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Фрагмент картины Д. Веласкеса "Менины"

Портал в другой мир, картина, сводящая людей с ума, сборник запрещенных символов – самые громкие заявления в сети и все они о картине испанца Диего Веласкеса.

Полотно из музея Прадо является чуть ли не самым изучаемым в мировом искусстве. Эксперты находят в нем все новые невероятные детали, пытаются прочесть изобразительный язык художника, каждый на свой лад.

А конспирологи утверждают, что Веласкес поместил туда некое страшное послание или даже тайну испанского королевского двора. В любом случае, этот сложный портрет со множеством измерений производит неоднозначное впечатление.

Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Гравюра Франсиско Гойи. Фрагмент

Картина «Менины» появилась на свет в 1656 году. Слово «менины» означает «фрейлины», то есть, придворные дамы, заботящиеся о члене королевской семьи, и не совсем понятно, зачем называть работу так, если речь в картине явно идет не о них. Второе название «Семья Филиппа IV» подходит гораздо больше.

Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Диего Веласкес Менины. 1656

А центром притяжения является маленькая принцесса – инфанта Маргарита Тереза в окружении своей свиты. Ребенок на вид очень бледен и даже болезнен. Огромные остекленевшие глаза смотрят в пустоту (или на предполагаемого зрителя). Взгляд у принцессы многозначителен, он словно что-то сообщает нам, а что – непонятно.

Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Инфанта Маргарита Тереза

Если работа писалась на заказ, невероятной дерзостью можно считать автопортрет художника. Взгляните, в правом углу картины Веласкес собственной персоной стоит перед холстом с кистью в руках. Он смотрит в ту же сторону что и инфанта, а значит, рисует он вовсе не ее. Кого же?

Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Автопортрет Веласкеса с крестом ордена Сантьяго

Зеркало на стене заднего фона дает смутное очертание того, кто еще находится в комнате. Вероятно, это и есть Король Филипп IV со своей супругой – королевой Марианной. Именно их парный портрет пишет Веласкес, но мы не видим этих героев картины, зрителю доступно лишь то, что видят они сами.

Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Портрет Филиппа и его супруги Марианны — отражение в зеркале, висящем на дальней стене

Это пространственное наслоение так усложняет восприятия, что хочется снова и снова всматриваться в картину. Искать, что же еще в ней спрятано. Кто все эти люди и зачем они предстали перед королевской четой? Помимо принцессы, художника и двух фрейлин, на картине двое придворных карликов, страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола) и Николас Пертусато, поддевающий ногой сонного пса – внушительного размера мастифа.

Углубляясь еще дальше в перспективу холста мы упираемся взглядом в фигуру — в пол-оборота на нас оглядывается дон Хосе Ньето Веласкес, гофмейстер королевы и хранитель королевских гобеленов — возможно, (судя по фамилии) какой-то родственник самого художника.

Галлюциногены для принцессы: Диего Веласкес.

Фрагмент картины

Дальше перспектива уходит к женщине, перешептывающейся с мужчиной. Это личная гувернантка инфанты донья Марсела де Уйоа, сообщающая что-то личному охраннику. Оглядев всех, мы снова возвращаемся к пятилетней принцессе, нечто в ее облике настораживает зрителя.

Это «нечто» связано со странным сосудом, который девочке передает одна из фрейлин. Но чтобы не нарушать формат и не перезагружаться читателя, о предназначении этого предмета поговорим в следующий раз. Подписывайтесь на наш канал и расследуйте тайны мирового искусства вместе с нами!

источник

Ваш комментарий