«Дидона в Аду», Жорж Моро де Тур

«Дидона в Аду», Жорж Моро де Тур Конец 19 века. Холст, масло. Размер: 72 х 130 см. Частная коллекция Представляем одну из лучших работ не очень известного у нас французского художника-историка и

Конец 19 века. Холст, масло. Размер: 72 х 130 см. Частная коллекция
Представляем одну из лучших работ не очень известного у нас французского художника-историка и иллюстратора Жоржа Моро де Тура. В основе сюжета картины Didon Brought to the Underworld лежит история жизни и смерти дочери тирского царя Бела, основательницы и первой царицы Карфагена Дидоны (финикийское имя Элисса). Эта история впервые была описана Невием в III-II веке до н.э.
В памяти человечества она осталась, прежде всего, благодаря Вергилию, который изобразил ее в «Энеиде» как прекрасную, нежную, сострадательную и несчастную женщину. Описание трагической судьбы Дидоны признано «жемчужиной «Энеиды». (написан приблизительно в 29 г. до н.э.). Произведение Вергилия было настолько популярно, что жители Помпей украшали цитатами из него свои дома. В средние века (приблизительно в 1689) английский композитор Г. Перселл написал оперу «Дидона и Эней»…
После инцидента с яблоком, которое троянец Парис вручил не ей, а Венере, жена Юпитера Юнона вынашивала планы мести троянцам. К тому же ей было известно о предсказании, согласно которому любимый ей Карфаген должен был погибнуть в результате конфликта с государством, которое должны были основать потомки троянцев, уцелевших после падения Трои. Поэтому когда корабли Энея, который был не только троянцем, но и сыном ненавистной Венеры отправились на поиски новой родины, Юнона устроила страшный шторм. Много кораблей затонуло и много людей погибло в результате этого шторма. Погибли бы все, но вовремя вмешался властитель морей Нептун, который успокоил море и направил уцелевшие суда к берегам Африки, где властвовала царица Дидона.
Жители Карфагена тепло встретили гостей, а прекрасная Дидона, пережившая ужасную личную трагедию и так и не узнавшая семейного счастья была просто покорена мужеством Энея, который рассказывал ей о троянской войне, морских приключениях, которые когда-то пережила и она сама и о том, как спасая отца и сына Эней потерял любимую жену в поверженной Трое. Многие повелители соседних государств сватались к прекрасной феникийке, но все неизменно получали отказ. Не знала Дидона, что своей любовью к Энею она обязана его матери, Венере как не знала и о том, что падёт жертвой в жестокой борьбе между двумя богинями. Долго сопротивлялась она опять нахлынувшему и почти забытому чувству. Но в конце концов дала согласие на брак с троянцем. И счастье пришло в прекрасный дворец Карфагена.
Любовь к мужу, усиленная предшествующими годами одиночества и поистине материнская любовь к его сыну от погибшей троянки Креузы — всё это стало смыслом её жизни, отодвинуло на второй план заботы об основанном ею государстве. Но недолгим было это счастье — посланец Юпитера Меркурий явился Энею и приказал ему продолжить путь к берегам Италии, где, согласно предсказанию, троянцы должны были обрести новую родину. В этом же предсказании говорилось о том, что у Энея будет третья жена. Следовательно, Дидону брать с собой было нельзя… Но как оставить любимую, как сообщить ей, лишь недавно обретшей счастье, о вечной разлуке!…
Не хотел Эней терять Дидону, но, как часто это бывает, чувство долга оказалось сильнее любви. Эней и его корабли начали готовиться к тайному отплытию… Но то ли кто рассказал, то ли любящее сердце подсказало — узнала царица страшную тайну мужа. Куда Зачем Почему без неё Не менее расстроенный Эней отвечал, что не может противиться воле богов и лишь молит свою любимую о прощении… Боясь переменить принятое решение, Эней отправился на корабль. Там его снова посетил Меркурий и напомнил о воле богов. Утром корабль вышел в море. Бросив последний взгляд на покидаемый им город Эней понял, что произошло что-то ужасное. Не знал он, что не будучи в силах пережить новую страшную потерю Дидона вонзила себе в сердце забытый им меч и бросилась в пламя жертвенного костра… Вот что пишет Иосиф Бродский:
«Великий человек смотрел в окно, а для нее весь мир кончался краем его широкой греческой туники, обильем складок походившей на остановившееся море. Он же смотрел в окно, и взгляд его сейчас был так далек от этих мест, что губы застыли точно раковина, где таится гул, и горизонт в бокале был неподвижен. А ее любовь была лишь рыбой — может и способной пустится в море вслед за кораблем и, рассекая волны гибким телом, возможно обогнать его — но он, он мысленно уже ступил на сушу. И море обернулось морем слез. Но, как известно, именно в минуту отчаянья и начинает дуть попутный ветер. И великий муж покинул Карфаген. Она стояла перед костром, который разожгли под городской стеной ее солдаты, и видела, как в мареве костра, дрожащем между пламенем и дымом беззвучно распадался Карфаген задолго до пророчества Катона».
… После ряда приключений корабли достигли таки берегов Италии. Потомками Энея стали Ромул и Рем, которые основали город Рим, ставший в последствии столицей могущественной империи, много веков спустя разрушивший прекрасный Карфаген — творение царицы Дидоны…
На картине Жоржа Моро де Тура изображена прекрасная Дидона во время своего последнего путешествие в подземное царство мертвых. По легенде Эней встретил её в Аиде.

«Дидона в Аду», Жорж Моро де Тур Конец 19 века. Холст, масло. Размер: 72 х 130 см. Частная коллекция Представляем одну из лучших работ не очень известного у нас французского художника-историка и

«Дидона в Аду», Жорж Моро де Тур Конец 19 века. Холст, масло. Размер: 72 х 130 см. Частная коллекция Представляем одну из лучших работ не очень известного у нас французского художника-историка и

«Дидона в Аду», Жорж Моро де Тур Конец 19 века. Холст, масло. Размер: 72 х 130 см. Частная коллекция Представляем одну из лучших работ не очень известного у нас французского художника-историка и

«Дидона в Аду», Жорж Моро де Тур Конец 19 века. Холст, масло. Размер: 72 х 130 см. Частная коллекция Представляем одну из лучших работ не очень известного у нас французского художника-историка и

Источник

Ваш комментарий