Монах в кукурузном поле» Рембрандт (1646)Монах в кукурузном поле» Рембрандт (1646)
Он жил и создавал свои шедевры в первой половине 17 века, а еще — является ярчайшим представителем золотого века голландской живописи, признанным мастером светотени и знатоком духовного мира человека.
Рембрандт Харменс ван РейнРембрандт Харменс ван Рейн
Поистине, Рембрандт разносторонний автор, говоря о нем, нельзя предположить, что ему удавалось лучше: писать портреты или сложные жанровые сцены, поддерживать дух Ренессанса заумными аллегориями или искать просветления в религиозной живописи. Ему было подвластно все. В том числе и графика – в этой технике он оставил нам особенно любопытный шедевр.
В том, что Рембрандт глубоко мыслящий и чувствующий человек, сомневаться не стоит. Но как он мог прийти к созданию такой маленькой пошлой картинки как «Монах в кукурузном поле»?
Возвышенная живопись РембрандтаВозвышенная живопись Рембрандта
Ничто человеческое не чуждо искусству – видимо так размышлял великий мастер, упражняясь в создании гравюр. И почему бы не оставить для потомков скабрезный сюжетик из жизни крестьян и монахов, если это – и есть настоящая жизнь в реалиях тех людей того времени?
«Монах в кукурузном поле» — это небольшая графическая работа, можно даже сказать бытовая. Рембрандт чтил духовные догмы, но вместе с этим, нисколько не сомневался в ничтожности воли человеческой перед искушениями мира. Так и его нечестивый монах нарушает целибат, предаваясь плотским удовольствиям в зарослях кукурузы.
Монах в кукурузном поле» Рембрандт (1646)Монах в кукурузном поле» Рембрандт (1646)
Самого героя мы видим только со спины, его партнершу не видим совсем, за исключением массивных крестьянских коленок, разведенных под натиском монаха. Предполагается, что это девушка-молочница.
В интимной на первый взгляд сцене герои любовники не одни, на заднем фоне едва узнаваем силуэт фермера, энергично работающего косой (или серпом). Вряд ли прелюбодеям удастся скрыться от него, свидание вскоре прервется и, возможно, обернется позором для обоих его участников.
Фрагмент работыФрагмент работы
В штрихах и линиях «Монаха в кукурузном поле» Рембрандт словно делает оговорку: есть любовь небесная, возвышенная, что нередко встречается в живописи, а в жизни чаще встречается вот такая любовь – вполне земная, греховная, стыдная, овеянная похотью. Правда в том, что обеим им есть место в нашем мире.