Фрагмент картины Ю. РяховскогоФрагмент картины Ю. Ряховского
Будущий артиллерист и разведчик, он отправился на фронт прямо с парада в 1941 году, будучи 18-летним пареньком. Пройдя всю большую и страшную войну, молчать о своих переживаниях, как и многие другие, он просто не мог.
Среди творчества Ряховского мы встречаем много ужасающих сюжетов, страшных и отчаянных сцен военной жизни. Однако сегодняшняя работа проникнута хтоническим ужасом полного обречения.
Юрий Васильевич РяховскийЮрий Васильевич Ряховский
Работа с длинным названием «Боги не внемлют. Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1941 год» написала спустя десятки лет после трагедии, в 1970х гг. Но память на ней так сильна, что кажется всего этого времени после и не было.
Боги не внемлют. Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1941 год. 1977Боги не внемлют. Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1941 год. 1977
Итак, под выразительным ракурсом внутри соборного интерьера висит казненный партизан. Это седой босоногий старик, возможно священник, хоть рясы на нем нет. Следуя строгой композиции, художник поместил его прямо под фреской Господа, на том самом крюке, где обычно висит нарядная церковная люстра.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Картина показана под таким углом, что зритель невольно смотрит прямо вверх, на всю храмовую небесную обитель с самыми часто встречающимися фресками в ней. На груди у повешенного табличка с надписью «партизан» на немецком языке, подобными надписями изуродованы и стены храма.
Сотворившие зло, все еще находятся там. Мы видим фашистского солдата в каске в правом нижнем углу картины, только это никак не влияет на странное, гадкое чувство, будто и кто-то с небес допустил такое.
Фрагмент картиныФрагмент картины
Подобные настроения были не новы для послевоенного времени. Были люди, спасающиеся в вере, но немало было тех, кто решил, что их бросили и предали. Допустить подобные зверства на невинной земле – возможно ли такое?
Сам вопрос изменения религиозного мышления не слишком нас интересует, ведь мы говорим об искусстве, о том, как идеи проявлялись в нем в зависимости от эпохи. И то, что картина Ряховского «Боги не внемлют. Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1941 год» полна религиозного бессилия и отчаяния совершенно очевидно.