«Блаженные и проклятые»

«Блаженные и проклятые» Четыре видения загробного мира), Иероним Босх 1516Г. Дерево, масло. Размер: 86.5×158 см. Палаццо Гримани, Венеция Складень из четырёх одинаковых по размеру панелей,

Четыре видения загробного мира), Иероним Босх 1516Г. Дерево, масло. Размер: 86.5×158 см. Палаццо Гримани, Венеция
Складень из четырёх одинаковых по размеру панелей, отличающийся от более привычных для творчества Босха триптихов. «Блаженные и про́клятые» — цикл из четырёх картин, представляющих собой, скорее всего, створки полиптиха, центральная часть которого утеряна. Не совсем традиционная для художника структура заставляет исследователей выдвигать предположения, что между двумя левыми и двум правыми створками когда-то располагалась центральная картина «Страшный суд». Но многие считают «Видения загробного мира» самодостаточным произведением. Поскольку две левых панели посвящены праведникам, а две левых – грешникам, потому и такое название «Блаженные и проклятые».
Картины названы в соответствии с сюжетами: Земной рай, Восхождение в эмпирей, Падение грешников, Ад. Первые две панели находились слева от центральной части, две другие — справа. Эти четыре панно упомянуты в 1521 в собрании кардинала Доменико Гриман, который в 1523 году пожертвовал их Венецианской республике. Работа Босха находилась в Зале Трёх Глав во Дворце дожей в Венеции.
Левая панель – «Земной рай» (Terrestrial Paradise).
Эта панель представляет земной рай, в котором мужчины и женщины в обществе ангелов направляются в кущи, за которыми мы видим холм, на вершине которого находится источник вечной жизни, молодости и блаженства. Ландшафт, окружающий людей — это и есть рай на земле, место, где пока нет греха. Но справа вверху, в чащобе, вы видите льва, который пожирает жертву, что символизирует наступление неких проблем, которые прекратят однажды прекрасное существование в земном раю.
Левая панель – «Восхождение в эмпирей» (Ascent of the Blessed).
Наибольшую известность приобрел фрагмент «Восхождение в эмпирей», на которой пары ангелов-хранителей выводят из загробного мрака обнаженные души праведников, заслуживших вечное блаженство, через туннель, составленный из концентрических колец света, к пронизанной неземным небесным сиянием Вечности. В конце туннеля в ожидании героя, возможно, находится некий ангел или святой Петр. Концентрические круги имеют оттенки от темного голубого до синего. Но то, что нам видится как туннель из семи сегментов — это, скорее всего, семь планетарных сфер между Землей и Эмпиреем. Такая точка зрения была более распространена в 15 веке, про туннель тогда речь не шла.
Правая панель – «Падение грешников» (Fall of the Damned).
Здесь проклятые души грешников низвергаются демонами в бездну ада на фоне темного, устрашающего пейзажа — лишь отдельные всполохи пламени освещают кромешную тьму. Эта панель выполнена в очеь мрачных тонах.
Правая панель – «Ад» (Hell).
Драма достигает своего апогея в последней сцене — Ад. Сюда попадают потерянные души грешников. Яркие оттенки желтого и красного передают блики пожаров и огня, которые освещают страшно выглядящие адскую скалу и некий бассен под ней. Сведенная в отчаяния рука торчит в центре кроваво-огненного бассейна, в котором плещутся остальные мученики, в то время как на переднем плане обнаженный грешник сидит в унынии, держась за голову — а зеленый черт настойчиво приглашает его начать процедуры.
Несмотря на отсутствие авторской подписи, авторство Босха почти не оспаривается. Характерные вытянутые пропорции фигур, чисто босховская трактовка демонов, специфические образы ада и рая убеждают, что «трудно представить себе, чтобы их композиционное решение мог найти кто-то другой» (Вальтер Бозинг).

Источник

Ваш комментарий