Эрнст Фукс. Распятие, 1950. Музей Эрнста Фукса, Вена.Эрнст Фукс. Распятие, 1950. Музей Эрнста Фукса, Вена.
"Мир видений, которые редко соотносятся с впечатлениями, почерпнутыми из внешнего мира, это мир, в котором символы выдают свое значение, пространство, в котором духи и ангелы общаются с человеческими существами" (Эрнст Фукс)
Ой, что я вам сегодня покажу!
⬆️⬆️⬆️
"Распятие" ЭРНСТА ФУКСА, которое более не является трагедией, божественным актом спасения рода людского, но превращается в симфонию дьявольского сладострастия — некий демонический акт в абстрактной погранзоне между добром и злом, между пристойностью и не пристойности, между "правильно" и "неправильно".
Слышите этот бесовской ноктюрн "на флейте водосточных труб"?
Эрнст ФуксЭрнст Фукс
Эрнст Фукс родился в 1930 году в Вене, в 1942-м — принял баптистскую веру и таким образом избежал нацистских преследований. Дело был так. Отцом художника был ортодоксальный еврей, матерью — католичка. В 1938 году, аккурат когда состоялся аншлюс Австрии, папашка Фукса бежал в Шанхай, чтобы не загреметь в концлагерь. Один. Юный парень с мамой попали в опалу (потому что полукровка — сын еврея; его, к слову, спустя каких-то 3 года так и прозовут "полукровкой первой степени", ибо мальчик шикарно рисовал и считался "венским вундеркиндом"). Дабы избежать преследований мать Фукса оформила развод и крестила сына в благонадежную веру — мальчик получил статус "человека", а не "дегенерата".
Уже в 1945 году Фукс поступил в Венскую Академию художеств (ему, на минуточку, тогда было всего 15 лет — самый молодой студент академии, вундеркинд-полукровка), а в 1948-м создал, вместе с Вольфгантом Хуттером, Эрихом Брауэром, Рудольфом Хауснером и Антоном Лемденом, "Венскую школу фантастического реализма", и к 1950-м годам добился международного признания (в 1993 году состоялась его первая персональная выставка в России; нет, не в Москве, а у нас, в Петербурге в Русском музее — первый западный художник, который удостоился такой чести после распада СССР; в 2001 году он окажется уже в Третьяковке).
Согласно легенде, в 1947 году Фукс увидел "Мрачную игру" Сальвадора Дали и пропал. Т.е попал под сильнейшее впечатление от сюрреализма. Красивая легенда, но не оригинальная. И все-таки только легенда.
Сальвадора Дали. Мрачная игра, 1929, Частная коллекция.Сальвадора Дали. Мрачная игра, 1929, Частная коллекция.
Нет, Фукс, конечно, видел Дали и вполне вероятно, что он был им очарован (особенно на начальном, юниорском, этапе своего творчества; они, к слову, с Дали были знакомы). Но свой зрелый художественный путь Фукс выбрал иным — это гибрид философского (общечеловеческого, та самая категория "вообще") и индивидуального.
Т.е 1️⃣ тут не сюрреализм, а сюр; 2️⃣ это скорее такой поздний вариант символизма или постсимволизм.
Эрнст Фукс. Самсон, судья Израиля, 1962. Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис.Эрнст Фукс. Самсон, судья Израиля, 1962. Институт искусств Миннеаполиса, Миннеаполис.
Эрнст Фукс. Триптих: Небо Сатаны, 1954. Музей Эрнста Фукса, Вена.Эрнст Фукс. Триптих: Небо Сатаны, 1954. Музей Эрнста Фукса, Вена.
Эрнст Фукс. Темница Икара, 1975. Частная коллекция.Эрнст Фукс. Темница Икара, 1975. Частная коллекция.
Эрнст Фукс. Давид и Вирсавия, 1970-е. Частная коллекция.Эрнст Фукс. Давид и Вирсавия, 1970-е. Частная коллекция.
Эрнст Фукс. Царь Соломон, 1963. Частная коллекция.Эрнст Фукс. Царь Соломон, 1963. Частная коллекция.
Эрнст Фукс. Венера на острове смерти, 1976.Частная коллекция.Эрнст Фукс. Венера на острове смерти, 1976.Частная коллекция.
Главнейший, как мне видится, художественный импульс Фукс получил от Уильяма Блейка, который так или иначе (ярче или закамуфлировано) глазеет на нас практически с каждой работы художника.
Второй волшебный пинок — Северное Возрождение. Сюр Фукса как раз оттуда (привет тот же Босх с Грюневальдом), потому что сюр и сюрреализм — это вещи разные.
Подытожим. Фантастический реализм Фукса (и не только) — это про диссонансы и мистификации, про вызов обществу и в то же время про непрерывный диалог со старыми мастерами, с философией (Фукс увлекался алхимией и оккультизмом, и взапой штудировал Майстера Экхарта и Юнга), мифологией и литературой (в том числе и современной, тот же космизм, например, или экзистенциализм — в 1949 году в Париже Фукс познакомился с Сартром).
Эрнст Фукс. Христос перед Пилатом, 2007. Частная коллекция.Эрнст Фукс. Христос перед Пилатом, 2007. Частная коллекция.
В 1959 году вышла довольна известная книга Жака Бержье и Луи Повеля "Утро магов", в которой имелся такой подзаголовок — "Введение в фантастический реализм". Сей текст положил начало особому типу публицистики (non-fiction), который Мирча Элиаде определил так:
"Она представляет собой любопытную смесь популярной науки, оккультизма, астрологии, научной фантастики и техники спиритуализма. Более того — она молчаливо претендует на разгадку бесчисленных жизненно важных тайн — нашей вселенной, Второй мировой войны, исчезнувших цивилизаций, одержимости Гитлера астрологией и так далее".
Венская школа фантастического реализма — это вообще очень мощный культурный феномен, который разросся по миру так же быстро как метастазы. В Швейцарии, например, к течению примкнул Ханс Гигер — тот самый, который получил Оскар как лучший художник за фильм "Чужие".
Эрнст Фукс. Анти-Лаокоон, 1965. Музей Эрнста Фукса, Вена.Эрнст Фукс. Анти-Лаокоон, 1965. Музей Эрнста Фукса, Вена.
Эрнст ФуксЭрнст Фукс
Но вернемся к Фуксу, в творчестве которого встретились Бог и Дьявол, смерть и эротика, благостные лики и пугающие, отвратительные личины.
За его спиной было три официальных брака, многочисленные внебрачные отношения, 15 или 16 детей.
Он носил диковинные шляпы, созданные по собственному эскизу, ездил на золотом Роллс-Ройсе, интерьер которого придумал сам (декорировал его инкрустацией и росписью).
И после 2 лет реставрационных работ превратил "Виллу Вагнер", построенную архитектором Отто Вагнером в 14-м районе Вены, в свою частную студию, заново оформив интерьер особняка на свой лад: дополнил убранство виллы изготовленной по собственному проекту мебелью, скульптурами, светильниками, гобеленами и картинами (ныне Вилла Вагнера стала музеем Эрнста Фукса).
Эрнст Фукс. Распятие, 1950. Музей Эрнста Фукса, Вена.Эрнст Фукс. Распятие, 1950. Музей Эрнста Фукса, Вена.
Распятие это Фукс написал в 1950-м году. Война закончилась, кое-что уже удалось восстановить, люди вновь стали мечтать о космосе. Именно поэтому Христос Фукса — это, одновременно, человек из Освенцима (кости да смердящая кожа, аки падаль) и инопланетянин в епископской митре.
Заново открывая христианские темы художник не стремился к их точной и глубокой передаче. Он уходил во мрак, т.е в те тайные лабиринты бездны подсознания, где религия, магия, алхимия, мифология варятся в едином котле с болотной тиной, бурлят и пенятся.
Будет здесь и маньеризм со средневековьем, и нечисть у ног Христа, очень напоминающая медузу Гаргону (роковая женщина, сочетающая в себе женственность, эротическое желание, насилие и смерть? оберег от злых сил и дурного сглаза?) и человеко-барана (египетский бог Хнум, который, согласно легендам, вылепил из глины первого человека?).
Эрнст Фукс. Распятие, 1957. Частная коллекция.
Эрнст Фукс. Распятие, 1950. Музей Эрнста Фукса, Вена.
Эрнст Фукс. Распятие, 1957. Частная коллекция.
Эрнст Фукс. Распятие, 1950. Музей Эрнста Фукса, Вена.
Ну а Деву Марию со св. Иоанном, которые, согласно христианской иконографии должны были бы располагаться по сторонам от Христа, Фукс и вовсе заменил на странные подобия ангелов (падших?). Тот, что слева, с обнаженными яичками и черепушкой во рту (и на груди) бьет, кажется, в некое подобие барабана. А тот, что справа, с неприлично крошечной головой, играет на бирюзовой мандолине (помните, дьявол всегда играет на скрипке и вообще очень любит музицировать, владея в совершенстве, кажется, всеми музыкальными инструментами).
И это уже не говоря о том, что сам Христос возноситься на небо совсем в общем-то и не собирается — его путь будет туда, вниз, в мир подземный (тот колодец, из которого дерево-крест растет). Да и как можно наверх, когда стигматы на ногах недвусмысленно напоминают вульву.
Сам художник сравнил свой рабочий процесс с общением со старыми мастерами: "Гроза Микеланджело проносится сквозь ваш разум, до тех пор, пока тенистые гроты Леонардо не укроют вас" (Эрнст Фукс).