1908 г. Холст, темпера. Размер: 71,3 х 129,8 см. Новосибирский художественный музей
Картина «Бэда-проповедник» — одно из самых известных произведений Николая Рериха. Оно по праву считается украшением новосибирской коллекции. Сюжетом послужила поэма Якова Полонского. На ней изображён слепой проповедник Бэда, которого поводырь привёл как бы на проповедь к людям, которых в действительности не было.
На картине вся природа словно замерла, слушая проповедника. И солнце, и скалы, и вода внимают его огненным речам, идущим от самого сердца. Солнце замерло, вода остановила свой бег, скалы вокруг словно наклонились, слушая Бэду. Всё пространство наполнилось высокими, благодатными вибрациями.
Бэда — это образ человека, который осознал свой жизненный долг как Служение Общему Благу, людям и планете.
БЭДА-ПРОПОВЕДНИК
Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шёл Бэда слепой;
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами, —
И было всё глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.
Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
«Старик! — он сказал, — я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи…
Какие-то старцы стоят на дороге…
Вон жёны с детьми! говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи».
И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно —
Без веры таких не бывает речей!..
Казалось — слепцу в Славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слёзы текли из потухших очей.
Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик —
Зовёт его мальчик, смеясь и толкая:
«Довольно!.. пойдём!.. Никого уже нет!»
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он — от края до края:
«Аминь!» — ему грянули камни в ответ.
Яков Полонский
Мысль об одухотворенности природы является одной из ведущих в творчестве Рериха, и картина «Бэда-проповедник» в очередной раз подтверждает ее. Величие души старца, способного силой слова пробудить эмоциональный отклик даже в безгласных камнях, рождает чувство благоговения.
Н.К. Рерих писал в статье «Музыка сфер»: «Каждый из нас помнит прекрасную поэму “Бэда Проповедник”, когда камни хором грянули ответ на его зовущее слово. Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели люди будут ниже камней Будут в состоянии лишь ссориться и противоречиво болтать ненужные вещи Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Люди делаются не только слушателями, в сердце своём они становятся соучастниками прекрасного действа. И этот возвышенный зов ведёт их к подвигу, к каким-то лучшим выявлениям жизни».