«Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», Антон Павлович Лосенко

«Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», Антон Павлович Лосенко 1765u. Холст, масло. Размер: 202x157 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Картина «Жертвоприношение Авраама»

1765u. Холст, масло. Размер: 202×157 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Картина «Жертвоприношение Авраама» была написана молодым художником в Париже. Эта работа стала итогом обучения в мастерской Ж.М. Вьена (1763—1765). Сюжет заимствован из Ветхого завета (Быт 22:2-12): Господь, решив испытать Авраама в его вере, повелел ему принести в жертву своего сына Исаака. Авраам повиновался и готов был уже зарезать сына, но ангел удержал его руку.
Картина получила первую золотую медаль Парижской Академии художеств. В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основные принципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции.
Через князя Д.А. Голицына картина была отправлена в Петербург и прибыла в Академию художеств незадолго до публичной выставки, где экспонировалась в 1766 году как отчетная пенсионерская работа.
Искусствоведы отмечают мастерство юного художника: рисунок и анатомическая верность фигур безупречны, детали отточены, даже складки ткани выразительны и рельефны.
Ангел отвел руку Авраама, уже занесенную над отроком. Этот драматический сюжет Лосенко трактовал с поразительной экспрессией и профессиональным совершенством. Величественный библейский патриарх, задрапированный в бледно-зеленые и голубоватые ткани, падающие пластическими складками, в ужасе отводит глаза от своей покорной жертвы – бледного тела Исаака, распростертого на поленице, приготовленной для жертвенного костра. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. Выразителен поединок жестов и взглядов над хрупким отроком: изумление, еще не стершее скорбную решимость, на лице Авраама, ужас неожиданности в напряженном жесте его левой руки и – строгий взгляд вестника неба, непреложность его повеления. Безволие Исаака, поникшая прядь белокурых кудрей, как бы замершая в нем жизнь лишь подчеркивают напряженность момента.
Русский живописец Антон Павлович Лосенко — представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи.

.

Ваш комментарий