«Аллегория чревоугодия и любострастия», Иероним Босх

«Аллегория чревоугодия и любострастия», Иероним Босх Между 1488 и 1510 годами. Дерево, масло. Размер: 35,9 x 31,4 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен Второе название

Между 1488 и 1510 годами. Дерево, масло. Размер: 35,9 x 31,4 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
Второе название картины «Аллегория обжорства и похоти». Написана в зрелом периоде творчества художника (на рубеже 15 и 16-го веков) не случайно, по-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам.
Картина воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, некоего триптиха «Семь смертных грехов». Это точно не самостоятельная работа — это нижняя часть левого внутреннего крыла некоего триптиха. В настоящее время предполагается, что «Смерть Скряги» это правое крыло того триптиха, возможно, что «Корабль Дураков» тоже был какой-то частью этого произведения. Они имеют, по данным проведенных исследований, примерно одинаковый возраст.
В этой картине Босх выявляет глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, существовавшую в средневековой системе морали. Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Держа на голове блюдо с мясным пирогом и ничего из-за этого не видя, ещё один персонаж подплывает к берегу. Справа в шатре сидят любовники. Их грех — похоть.
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Необходимые пояснения к сюжетам средневековый человек получал из разнообразных символов, которыми изобилуют картины Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках – от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. За прошедшие пять веков многозначность символики Босха позволяла исследователям его творчества и почитателям отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям.
«Аллегория чревоугодия и любострастия» в первый раз появилась в каталоге аукциона Кристи 11 мая 1928 года в Лондоне, где была продана за 105 гиней. В 1936 году она была ввыставлена Музее Boijmans Van Beuningen в Роттердаме, затем оказалась в Кёльне, а позже она перешла во владение Людовика Рабиновича (1887-1957), чья жена Ханна уже пожертвовала её художественной галерее Йельского университета в 1959 году.

«Аллегория чревоугодия и любострастия», Иероним Босх Между 1488 и 1510 годами. Дерево, масло. Размер: 35,9 x 31,4 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен Второе название

«Аллегория чревоугодия и любострастия», Иероним Босх Между 1488 и 1510 годами. Дерево, масло. Размер: 35,9 x 31,4 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен Второе название

«Аллегория чревоугодия и любострастия», Иероним Босх Между 1488 и 1510 годами. Дерево, масло. Размер: 35,9 x 31,4 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен Второе название

«Аллегория чревоугодия и любострастия», Иероним Босх Между 1488 и 1510 годами. Дерево, масло. Размер: 35,9 x 31,4 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен Второе название

«Аллегория чревоугодия и любострастия», Иероним Босх Между 1488 и 1510 годами. Дерево, масло. Размер: 35,9 x 31,4 см. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен Второе название

.

Ваш комментарий