функция 5. САМОПОНИМАНИЕ
Несмотря на все наши усилия по самосознанию, мы слишком часто являемся частичной или полной загадкой для самих себя. Искусство, как предполагают де Боттон и Армстронг, может помочь пролить свет на наименее изученные уголки нашей психики и сделать ощутимыми догадки интуиции, которые мы можем почувствовать, но не выразить:
Мы не прозрачны для самих себя. У нас есть интуиция, подозрения, предчувствия, смутные размышления и странно смешанные эмоции, которые не поддаются простому определению. У нас есть настроения, но мы их на самом деле не знаем. Затем время от времени мы сталкиваемся с произведениями искусства, которые, кажется, зацеплены за что-то, что мы чувствовали, но никогда раньше не осознавали ясно. Александр Поуп определил центральную функцию поэзии в том, чтобы брать мысли, которые мы переживаем, наполовину сформированными, и давать им ясное выражение: «то, о чем часто думали, но никогда не выражали так хорошо». Другими словами, ускользающая и неуловимая часть нашего собственного мышления, нашего собственного опыта подхватывается, редактируется и возвращается к нам лучше, чем она была раньше, так что мы, наконец, чувствуем, что понимаем себя яснее.
Более того, утверждают они, самопознание, которое завещает искусство, дает нам язык для передачи этого другим: что-то, что объясняет, почему мы так придирчивы к видам искусства, которыми мы окружаем себя публично, своего рода самоупаковка, которая презентует нас как стенами наших домов, так и стенами ВК, Facebook и пр. Хотя циник мог бы интерпретировать это как простое хвастовство, де Боттон и Армстронг отбросили такую поверхностную интерпретацию чтобы раскрыть более глубокий психологический мотив — наше желание сообщить другим тонкости того, кем мы являемся и во что мы верим способом, который порой объемнее и точнее слов.
Из книги «Искусство как терапия» Ален де Боттон, Джон Армстронг.
функция 4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ
С нашей изменчивостью, скоплением мучительных противоречий и культурой приоритета производительности над присутствием, неудивительно, что мы нуждаемся в перенастройке. Вот что может предложить искусство:
Лишь немногие из нас полностью уравновешены. Наша психологическая история, взаимоотношения и рабочий распорядок означают, что наши эмоции могут сильно склоняться в ту или иную сторону. Например, мы можем иметь тенденцию быть слишком самодовольными или слишком неуверенными в себе; слишком доверчивыми или слишком подозрительными; слишком серьезными или слишком беззаботными. Искусство может дать нам возможность соприкоснуться с концентратом недостающих наклонностей и тем самым восстановить определенное равновесие в нашем внутреннем мире.
Эта функция искусства также помогает объяснить огромное разнообразие наших эстетических предпочтений — поскольку индивидуальные дисбалансы различаются, то же самое происходит и с произведениями искусства, которые мы ищем, чтобы их успокоить:
Почему одних людей тянет к минималистской архитектуре, а других к барокко
Почему одних людей привлекают голые бетонные стены, а других — цветочные узоры Уильяма Морриса
Наши вкусы будут зависеть от того, какой спектр нашей эмоциональной структуры находится в тени и, следовательно, нуждается в стимуляции.
Каждое произведение искусства пронизано особой психологической и нравственной атмосферой: картина может быть безмятежной или беспокойной, смелой или осторожной, скромной или уверенной, мужской или женской, буржуазной или аристократической, и наши предпочтения одного вида перед другим отражают наше разнообразие, психологические пробелы.
Мы жаждем произведений искусства, которые компенсируют нашу внутреннюю хрупкость и помогут вернуть нас к жизнеспособному образу жизни.
Мы называем работу красивой, когда она дает те достоинства, которых нам не хватает, и отвергаем как уродливую работу, которая навязывает нам настроение или мотивы, которые мы чувствуем либо под угрозой, либо уже подавляем.
Искусство обещает внутреннюю целостность.
Взгляд на искусство с этой точки зрения, утверждают де Боттон и Армстронг, также дает нам необходимое самосознание, чтобы понять, почему мы можем негативно реагировать на произведение искусства — понимание, которое может уберечь нас от реакции на унижение. Способность распознать чего кому-либо не хватает чтобы считать произведение искусства красивым, позволяет нам воплотить в жизнь важную практику приоритета понимания над самодовольством.
В этом отношении искусство также является механизмом настройки и искупления наших моральных добродетелей. Фактически, некоторые из самых знаменитых произведений искусства в истории основаны на моралистических миссиях — то, что де Боттон и Армстронг называют «попыткой воодушевить нас на лучшее через закодированные посылы поучений и наставлений» — на которые мы часто отвечаем сопротивлением и негодованием. Но такие реакции упускают из виду большую суть:
Мы могли бы думать о произведениях искусства, которые наставляют, как о властных и ненужных, но это предполагает, что поощрение добродетели всегда будет противоречить нашим собственным желаниям. Однако на самом деле, когда мы спокойны и не находимся под огнем, большинство из нас стремятся быть хорошими и не возражают против странного напоминания об этом; мы просто не можем найти мотивацию изо дня в день.
В отношении наших стремлений к добру мы страдаем от того, что Аристотель называл акрасией, или слабостью воли. Мы хотим вести себя хорошо, но под давлением даем сбои. Мы хотим добиться большего, но теряем мотивацию в критический момент. В этих обстоятельствах мы можем получить огромную пользу от произведений искусства, которые побуждают нас быть лучшими версиями самих себя, на что мы бы только возмущались, если бы у нас был маниакальный страх перед вмешательством извне или мы уже считали себя совершенными.
Лучший вид предостерегающего искусства — искусства, которое морально, но не «моралистично», — понимает, насколько легко увлечься неправильными вещами. ЗАДАЧА художников состоит в том, чтобы найти новые способы открыть нам глаза на утомительно знакомые, но критически важные идеи о том, как находить равновесие и гармонию в жизни.
Они прекрасно суммируют эту функцию искусства:
Искусство может сэкономить нам время — и спасти наши жизни — посредством своевременных и интуитивно понятных напоминаний о равновесии и добре, знаний о которых всегда недостаточно.
Из книги «Искусство как терапия» Ален де Боттон, Джон Армстронг.