7 психологических функций искусства от Алена де Боттона и Джона Армстронга:

7 психологических функций искусства от Алена де Боттона и Джона Армстронга: функция 5. САМОПОНИМАНИЕ Несмотря на все наши усилия по самосознанию, мы слишком часто являемся частичной или полной

функция 5. САМОПОНИМАНИЕ
Несмотря на все наши усилия по самосознанию, мы слишком часто являемся частичной или полной загадкой для самих себя. Искусство, как предполагают де Боттон и Армстронг, может помочь пролить свет на наименее изученные уголки нашей психики и сделать ощутимыми догадки интуиции, которые мы можем почувствовать, но не выразить:
Мы не прозрачны для самих себя. У нас есть интуиция, подозрения, предчувствия, смутные размышления и странно смешанные эмоции, которые не поддаются простому определению. У нас есть настроения, но мы их на самом деле не знаем. Затем время от времени мы сталкиваемся с произведениями искусства, которые, кажется, зацеплены за что-то, что мы чувствовали, но никогда раньше не осознавали ясно. Александр Поуп определил центральную функцию поэзии в том, чтобы брать мысли, которые мы переживаем, наполовину сформированными, и давать им ясное выражение: «то, о чем часто думали, но никогда не выражали так хорошо». Другими словами, ускользающая и неуловимая часть нашего собственного мышления, нашего собственного опыта подхватывается, редактируется и возвращается к нам лучше, чем она была раньше, так что мы, наконец, чувствуем, что понимаем себя яснее.
Более того, утверждают они, самопознание, которое завещает искусство, дает нам язык для передачи этого другим: что-то, что объясняет, почему мы так придирчивы к видам искусства, которыми мы окружаем себя публично, своего рода самоупаковка, которая презентует нас как стенами наших домов, так и стенами ВК, Facebook и пр. Хотя циник мог бы интерпретировать это как простое хвастовство, де Боттон и Армстронг отбросили такую поверхностную интерпретацию чтобы раскрыть более глубокий психологический мотив — наше желание сообщить другим тонкости того, кем мы являемся и во что мы верим способом, который порой объемнее и точнее слов.
Из книги «Искусство как терапия» Ален де Боттон, Джон Армстронг.

Источник

7 психологических функций искусства от Алена де Боттона и Джона Армстронга:

7 психологических функций искусства от Алена де Боттона и Джона Армстронга: функция 4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯС нашей изменчивостью, скоплением мучительных противоречий и культурой приоритета

функция 4. ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ
С нашей изменчивостью, скоплением мучительных противоречий и культурой приоритета производительности над присутствием, неудивительно, что мы нуждаемся в перенастройке. Вот что может предложить искусство:
Лишь немногие из нас полностью уравновешены. Наша психологическая история, взаимоотношения и рабочий распорядок означают, что наши эмоции могут сильно склоняться в ту или иную сторону. Например, мы можем иметь тенденцию быть слишком самодовольными или слишком неуверенными в себе; слишком доверчивыми или слишком подозрительными; слишком серьезными или слишком беззаботными. Искусство может дать нам возможность соприкоснуться с концентратом недостающих наклонностей и тем самым восстановить определенное равновесие в нашем внутреннем мире.
Эта функция искусства также помогает объяснить огромное разнообразие наших эстетических предпочтений — поскольку индивидуальные дисбалансы различаются, то же самое происходит и с произведениями искусства, которые мы ищем, чтобы их успокоить:
Почему одних людей тянет к минималистской архитектуре, а других к барокко
Почему одних людей привлекают голые бетонные стены, а других — цветочные узоры Уильяма Морриса
Наши вкусы будут зависеть от того, какой спектр нашей эмоциональной структуры находится в тени и, следовательно, нуждается в стимуляции.
Каждое произведение искусства пронизано особой психологической и нравственной атмосферой: картина может быть безмятежной или беспокойной, смелой или осторожной, скромной или уверенной, мужской или женской, буржуазной или аристократической, и наши предпочтения одного вида перед другим отражают наше разнообразие, психологические пробелы.
Мы жаждем произведений искусства, которые компенсируют нашу внутреннюю хрупкость и помогут вернуть нас к жизнеспособному образу жизни.
Мы называем работу красивой, когда она дает те достоинства, которых нам не хватает, и отвергаем как уродливую работу, которая навязывает нам настроение или мотивы, которые мы чувствуем либо под угрозой, либо уже подавляем.
Искусство обещает внутреннюю целостность.
Взгляд на искусство с этой точки зрения, утверждают де Боттон и Армстронг, также дает нам необходимое самосознание, чтобы понять, почему мы можем негативно реагировать на произведение искусства — понимание, которое может уберечь нас от реакции на унижение. Способность распознать чего кому-либо не хватает чтобы считать произведение искусства красивым, позволяет нам воплотить в жизнь важную практику приоритета понимания над самодовольством.
В этом отношении искусство также является механизмом настройки и искупления наших моральных добродетелей. Фактически, некоторые из самых знаменитых произведений искусства в истории основаны на моралистических миссиях — то, что де Боттон и Армстронг называют «попыткой воодушевить нас на лучшее через закодированные посылы поучений и наставлений» — на которые мы часто отвечаем сопротивлением и негодованием. Но такие реакции упускают из виду большую суть:
Мы могли бы думать о произведениях искусства, которые наставляют, как о властных и ненужных, но это предполагает, что поощрение добродетели всегда будет противоречить нашим собственным желаниям. Однако на самом деле, когда мы спокойны и не находимся под огнем, большинство из нас стремятся быть хорошими и не возражают против странного напоминания об этом; мы просто не можем найти мотивацию изо дня в день.
В отношении наших стремлений к добру мы страдаем от того, что Аристотель называл акрасией, или слабостью воли. Мы хотим вести себя хорошо, но под давлением даем сбои. Мы хотим добиться большего, но теряем мотивацию в критический момент. В этих обстоятельствах мы можем получить огромную пользу от произведений искусства, которые побуждают нас быть лучшими версиями самих себя, на что мы бы только возмущались, если бы у нас был маниакальный страх перед вмешательством извне или мы уже считали себя совершенными.
Лучший вид предостерегающего искусства — искусства, которое морально, но не «моралистично», — понимает, насколько легко увлечься неправильными вещами. ЗАДАЧА художников состоит в том, чтобы найти новые способы открыть нам глаза на утомительно знакомые, но критически важные идеи о том, как находить равновесие и гармонию в жизни.
Они прекрасно суммируют эту функцию искусства:
Искусство может сэкономить нам время — и спасти наши жизни — посредством своевременных и интуитивно понятных напоминаний о равновесии и добре, знаний о которых всегда недостаточно.
Из книги «Искусство как терапия» Ален де Боттон, Джон Армстронг.

Источник

Ваш комментарий