Между 1763 и 1766. Холст, масло. Размер: 244×178 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
В 1762 по приглашению И.И.Шувалова итальянский живописец Стефано Торелли (1712 — 1780) прибыл в Санкт-Петербург и был назначен профессором Императорской Академии художеств (ИАХ). Работал в России с 1762 по 1780 г. В 1763 работал в Москве в связи с коронацией Екатерины II.
Голову императрицы венчает большая императорская корона. Этот шедевр мирового ювелирного искусства был изготовлен придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины II в 1762 году в рекордно короткий срок – всего за два месяца.
Екатерина изображена в роскошном платье из гладкой серебряной парчи с вышитыми золотой нитью накладными орлами, императорской мантии, с державой и скипетром, лентой и бриллиантовой цепью ордена Св. Андрея Первозванного. На подушке — три царские короны Российской империи, соответствующие титулу императрицы — Казанская, Астраханская и Сибирская.
В картине Торелли почти нет прямых линий – здесь все состоит из прихотливых изгибов, рокайльных завитков, все тяготеет к формам круга и овала. Изысканность блеклых гамм, оживленных позолотой, капризная асимметрия орнамента – бесконечных арабесок, растительных мотивов, развевающихся лент, нежно ниспадающие линии и складки – черты, в полной мере проявившиеся в живописи этого портрета.
Екатерина осталась довольна работой. Почти двухкилограммовую корону она продержала на голове всё необходимое время коронационной церемонии – несколько часов. Большой императорской короной после Екатерины II короновались в России все императоры.
.