Gerrit van Honthorst, 4 ноября 1592-1656 )— нидерландский художник Золотого века; яркий представитель утрехтской школы. Он любил изображать ночь, да и работать по ночам тоже, отчего получил прозвище Герардо делла Нотте — ночной Герард.
Он был влюблен в Караваджо, вначале во всем копировал его, за что был определен искусствоведами того времени как мастер «утрехтского караваджизма».
Город Утрехт был центром караваджизма в Голландии, а основателем этого течения можно считать Хонтхорста. Геррит (или Герард) ван Хонтхорст (1590—1658, работал в Риме, Утрехте, Гааге) формировался как художник у себя на родине, в Утрехте, учился у выдающегося голландского маньериста Абрахама Блумарта (1564—1651); затем, в 1610 году, отправился в Италию и прожил там больше десяти лет. Он не застал в живых Караваджо, но попал в разгар увлечения его искусством. Живопись Хонтхорста пользовалась признанием даже в Риме, а по возвращении в Утрехт он оказал немалое воздействие на своих соотечественников. Вторая половина его творческого пути отмечена некоторым упадком: пользуясь успехом в качестве модного портретиста в светских кругах, Хонтхорст ослабил ту борьбу за новые формы, за оригинальное понимание увиденного, которыми ознаменовалось его творчество в молодости.
Хонтхорст любил писать интимные жанровые сцены, библейские композиции, застолье, природу.
В его полотнах — эффект искусственного ночного освещения, изысканный колорит красок, ранее (до него) не сочетаемых между собой, мягкие светотеневые контрасты.
Он любил музыкальные инструменты, особенно — лютню, музыкальные шалости, веселые шутки, лирику…
Влияние Караваджо, который в своих картинах использовал кьяроскуро с одним источником интенсивного света и глубокими тенями, проявилось в ночных сценах Хонтхорста.
Но он вернулся на родину и стал центром группы «утрехтских караваджистов» — именно он повлиял на Рембрандта и многих других мастеров Северной Европы.
Мастер Хонтхорст отличался театрализацией, так называемой, живописной режиссурой мизансцен – будь то комедия или трагедия.
У себя на родине после возвращения из Рима он стал необычайно знаменит.
Ему заказывают картины на религиозные темы, жанровые, на мифологические сюжеты.
В 1620-1640-е годы он написал множество больших картин-панно для украшения дворцов, в том числе — декоративных плафонов.
Им выполнено, в частности, живописное убранство Оранского зала дворца Huis ten Bosch — «Дома в лесу» — основного места проживания королевы Нидерландов, что когда-то было на окраине Гааги и даже за чертой города.
Зал славы дома Оранских пышно украшен живописью, над которой Геррит ван Хонтхорст работал в компании с самыми знатными художниками того времени — Якобом Йордансом, Томасом Босхартом и Яном Ливенсом.
Во время Второй мировой войны королева Вильгельмина уехала из оккупированной нацистами страны в Англию — в отместку оккупанты разорили и разрушили дворец.
И только после войны Huis ten Bosch был отреставрирован.
Однако восстановить полотна Великих Мастеров полностью не удалось…
Почему же я назвал Геррита ван Хонтхорста необычным художником
Его принципиальное отличие от собратьев по цеху – разнообразное профессиональное видение техники живописи.
Он умел мгновенно переключаться с одной манеры живописи или техники — на другую.
Однажды, чтобы объяснить ученикам суть и содержание одного из стилей, он изобразил манеру… Антониса ван Дейка. Да так удачно, что даже специалисты не могли различить руки Мастеров.