Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость — некий сюр, ибо аки сон.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Александр Дейнека. Вратарь, 1934. Третьяковская галерея, Москва.Александр Дейнека. Вратарь, 1934. Третьяковская галерея, Москва.

Это "Вратарь" АЛЕКСАНДРА ДЕЙНЕКИ — грандиозное по размерам полотно (3,5 метра в длину).

Это эпос, свернутый в одну секунду.

И это прощание художника с темой спорта (потом начнется лирика, здесь же еще мифология).

Дадада, вам не показалось, я действительно написала слово "сюр"… абсолютно в здравом уме и светлом сознании 😂

Дело в том, что народный художник СССР Александр Дейнека — очень ГИБРИДНЫЙ мастер.

То, что он позаимствовал композицию "Обороны Петрограда" (1928) у швейцарского символиста Фердинанда Ходлера, из "Выступления иенских студентов в 1813 году" (1908), факт общеизвестный.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Александр Дейнека. Оборона Петрограда, 1928. Третьяковская галерея, Москва.Александр Дейнека. Оборона Петрограда, 1928. Третьяковская галерея, Москва.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Фердинанд Ходлер. Выступление частей из йенских студентов во время освободительной войны 1813 года, 1909. Йенский университет им. Фридриха Шиллера, Германия.Фердинанд Ходлер. Выступление частей из йенских студентов во время освободительной войны 1813 года, 1909. Йенский университет им. Фридриха Шиллера, Германия.

Речь, конечно, совсем не о плагиате, а о творческой переработке: Дейнека поменял верх и низ первоисточника местами, да еще и дал сцену в зеркальном отражении, так что ходлеровские студенты маршируют справа налево, а дейнековские рабочие и крестьяне — слева направо, потому что их дело, понятно, правое и победа будет за ними.

Да и разве могут возникать сомнения в то, что его "Футбол" (1924) очень четко рифмуется с "Танцом" (1910) Анри Матисса?

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Александр Дейнека. Футболисты, 1924. Частное собрание.Александр Дейнека. Футболисты, 1924. Частное собрание.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Анри Матисс. Танец, 1910. Эрмитаж, Петербург.Анри Матисс. Танец, 1910. Эрмитаж, Петербург.

Дело в том, что в первое советское десятилетие / пятнадцатилетие (приблизительно с 1918 по 1930-ые года) авангард в новой стране был еще допустим — это время, когда многие, если не все, живописные новации эпохи не просто соседствовали где-то совсем рядом, но вольной походкой вошли в художественный инструментарий эпохи.

Поэтому, если попытаться вписать творчество Дейнеки в общий контекст истории искусства окажется, что за незыблемой советкостью его работ уверенно стоит интернациональный модернизм. То есть формализм, в котором упрекали художника многие десятилетия и которому он был верен куда больше, чем советской власти.

Сегодня существует, правда, более приятный термин — советский модернизм.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Александр Дейнека. Купающиеся девушки, 1933. Третьяковская галерея, Москва.Александр Дейнека. Купающиеся девушки, 1933. Третьяковская галерея, Москва.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Но тут важно понимать. Советский модернизм (те же ОСТовцы, в состав которых входил и Дейнека) никогда не был в оппозиции — они, творцы этого самого советского модернизма, мыслили себя изобретателями нового языка советского искусства.

Ибо социалистический реализм — это тоска и мертвечина. И он таким был всегда 😅

Т.е Дейнека — это про экспериментальную эстетику и форму. Такой невозможно удачный синтез чаяний времени и идеологического режима.

Формула его проста: чеканные авангардистские линии + тот самый реализм, пылкий, страстный, эмоциональный, жаждущий только побед.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Александр Дейнека. Игра в мяч, 1932. Третьяковская галерея, Москва.Александр Дейнека. Игра в мяч, 1932. Третьяковская галерея, Москва.

Реализм, который так отбрасывает четкие геометрические тени, что убери фигуры с пространства, получится абстракция не хуже, чем у Малевича — строгая и безупречно выверенная.

Дейнека есть суть этого советского модернизма, который как и соцреализм шагал навстречу мечте и он совсем не авангардист, ибо принципиально иначе расставляет акценты — делает упор на тяжеловесных ренессансных фигурах, монументальных, по-микеланджеловски мощных и отмеченных приметами титанизма; на романтические природные виды; и на свет — тот самый свет полного счастья, которым в 1930-ые неизменно всегда залито все пространство холстов художника.

И вот его "Вратарь" (1934) — герой нового времени, советский титан, который завис в космосе на фоне каких-то дубков и ловит не мяч, но планету.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Аналогии с космосом не случайны, поскольку то было время, когда господин Циолковский начал свои исследования. Человек мыслился богом вселенной — он способен подняться в космос.

Картина вообще очень сюрреалистичная, но если кого смущает такая терминология, скажу иначе — картина не реальная, ибо

1️⃣ вытянутый формат холста создает интересный эффект — вратарь не заканчивается (он как руки инспектора Гаджета, если вы понимаете о ком я).

2️⃣ не правдоподобная перспектива. Точнее, два вида перспективы — лягушачья и с птичьего полета. Человек мыслился богом вселенной — он может видеть как бог.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

К моменту создания работы Дейнака успел побывать в Италии, влюбиться в эпоху кватроченто, особенно в искусство флорентийского Ренессанса, в итальянскую пластическую ясность и четкость линий. И тут снова вспоминается Ходлер, который как и Дейнека питал слабости к эпохе кватроченто.

И Маяковский, с которым Дейнека был знаком и от которого научился выбрасывать все ненужное, потому что такое дело, "композиция — это очищение сюжета от всего лишнего" (Дейнека)

И вот вам еще одно сравнение: Бог-отец на Сикстинском потолке и юноша Дейнеки — суть одинаковая, потому что перед нами не просто вратарь, а бог игры (напомню вам, что картина эта 3,5 метра — масштабненько).

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Микеланджело. Сотворение Адама, ок. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.Микеланджело. Сотворение Адама, ок. 1511. Сикстинская капелла, Ватикан.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Спортивное пространство — это история про спорт как культ. В марте 1928 года был принят, делающий из простых людей титанов, комплекс ГТО — готов к труду и обороне. Советская власть пропагандировала физкультуру на разный лад, позиционируя ее как основной фактор трудовых успехов. В каждом дворе, на пустырях, в скверах бегали, прыгали, приседали и отжимались. В детских садах и школах висели плакаты: "Вместо молитвы — зарядка", а иметь значок ГТО практически означало быть лауреатом сталинской премии — его учитывали в комсомольских характеристиках, им хвастались перед девушками, сродни подвигам Геракла.

Такая новая религия, поэтому и мяч не меч, а новое солнце.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Для Дейнеки спорт был совсем не какой-то там модной тенденцией, сродни нынешнему ЗОЖ, а естественная необходимость. Он любил машины, но считал, что в ней не может сидеть тело дряхлое и безвольное.

Навсегда замерший в идеальном пространстве спортсмен устремлен в вечную радость - некий сюр, ибо аки сон.

Александр Дейнека. Автопортрет, 1948. Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки, Курск.

Александр Дейнека. Автопортрет, 1948. Курская областная картинная галерея имени А. А. Дейнеки, Курск.

Приветики культ тела 1930-х в Третьем Рейхе. Человек есть воля, а тело — инструмент реализации этой воли (Дейнека сам был в прекрасной спортивной форме, поэтому его высказывание насчет машины хоть и попахивает снобизмом, но имеет право на существование / а близость советского искусства с Третьем Рейхом давно доказана еще Игорем Наумовичем Голомштоком).

Вот так вот плакатно, емко, лаконично, по-ренессансному деликатно и значительно Дейнака создал эпос не про славное советское будущее, а про новых людей/героев в этом самом славном советском будущем. Про тех, кто строили коммунизм, были энергичны, полны задора и энтузиазма. И для которых СССР был страной мечтателей, ударников труда и покорителей ГТО.

Создание нового мира всегда хранит в себе память о больших культурах, а что может быть больше и значительнее античности? Ничего. Античность — это культурный мел для всех последующих эпох, включая 21 век.

Именно поэтому зафиксировал Дейнека на холсте не движение, а символ игры (помните, в начале поста, эпос, свернутый в одну секунду) — не длинный соцреалистический нарратив, а емкий и точный образ.

Александр Дейнека, конечно, певец социалистического реализма со всеми его мифами и героями: с его работами можно доказывать тезис о том, что соцреализм вырос из авангарда, можно иллюстрировать идею о рекламной функции сталинского искусства, можно говорить о великой утопии…

Вот только приравнивать его работы к сталинскому искусству совсем НЕЛЬЗЯ — последние не выдерживают сравнения, Дейнека перетягивает одеяло на себя и оказывается плохим зеркалом своей эпохи. И слава Богу! (не зря Анри Матисс называл его самым талантливым из советских художников, "ушедшим далеко вперед в своем художественном развитии").

источник

Ваш комментарий