Фото из свободных источниковФото из свободных источников
Фотография (вероятно, постановочная) неоднократно украшала обложки периодических изданий и наполнена до краев атмосферой прекрасной поры процветания и достатка. Такое же настроение мы улавливаем во многих интерьерных картинах того времени.
Баранчеев Михаил Сергеевич «Интерьер на старой Кузнечихе», 1956Баранчеев Михаил Сергеевич «Интерьер на старой Кузнечихе», 1956
Глядя на обширные площади, роскошные паркеты, мебель, скатерти, картины, у зрителя возникает закономерный интерес: кем надо было быть в СССР, чтобы жить так, как явно не мог себе позволить простой рабочий? Или все-таки мог?
Несмотря на идею равенства и братства, даже на основе художественных изображений можно осознать насколько разным мола быть жизнь советского гражданина. Общага или сталинка? Коммунальная кухня или балкон с видом на широкий проспект? Кухня с водопроводом и ванной или алюминиевые ванночки в общей комнате? И то и другое встречается в бытовых сюжетах.
Живопись Ю. ПименоваЖивопись Ю. Пименова
Юрий Пименов, должно быть, один из самых узнаваемых советских художников, писавших городские пейзажи умытой майскими дождями Москвы, солнечных проспектов и интерьеров городских квартир.
Советские интерьеры Пименова почти всегда служат фоном для одного или нескольких персонажей. Чаще всего, это молодые горожанки, торопливо собирающиеся на прогулку или ожидающие гостей: стол накрыт, пышут цветом ароматные букеты цветов, блики света ложатся на лакированную мебель и столовое серебро.
Живопись Ю. ПименоваЖивопись Ю. Пименова
И вы должны согласится, что во всем этом очень мало пролетарского и очень много желания показать красивую жизнь. Вычленить класс интеллигенции, образованных и эстетически воспитанных людей, спорящих о литературе, разбирающихся в театре, пьющих вино и танцующих на шпильках по собственному паркету – вот к чему стремились художники послевоенного времени.
Живопись Ю. ПименоваЖивопись Ю. Пименова
Конечно, нельзя предположить, что так жили абсолютно все. Да и, вероятнее всего, не все хотели такой жизни. А необходимость сеять красоту, чистую визуальною привлекательность, пусть даже идеализированную, было просто необходимо в послевоенное время, когда люди испытывали много нужды и лишений.