Место действия сад, содержание — гореть нам всем в аду.

Место действия сад, содержание - гореть нам всем в аду.

Иероним Босх "Сад земных наслаждений", 1500-1510. Прадо, Мадрид.Иероним Босх "Сад земных наслаждений", 1500-1510. Прадо, Мадрид.

В канун Рождества самое время поговорить о сексе 😂 Нет, это не богохульство (ни с моей стороны, ни со стороны Босха) — это про тот самый закономерный результат невоздержанности Адама и Евы. Т.е последствия грехопадения — тот самый первородных грех, который искупит Христос своей жертвенной смертью на кресте. Искупит, но не сразу, а спустя время. Потому что мир погрязнет во грехе.

Место действия сад, содержание - гореть нам всем в аду.

Место действия сад, содержание - гореть нам всем в аду.

Средневековая мораль гласит — зов плоти есть неизбежное зло.

Зло, потому что именно неумеренное плотское желание (вкупе с гордыней) стало источником грехопадения, которое совершили наши прародители.

А неизбежное — потому что необходимое для продолжения рода человеческого.

Именно поэтому поддаваться соблазну и, боже упаси, вкушать удовольствие от соития, было делом запретным и строго регламентировалось церковью — контроль, координация и коррекциях жизни тела обстоятельной системой постов и запретов.

Более того, в средневековом миру считалось, что первый грех, совершенный после того, как Ева вкусила запретный плод, был грехом похоти, т.е прелюбодеяние.

Центральная часть триптиха Босха — "Сад земных наслаждений" кричит именно об этом. И именно кричит, потому что тут вам разложено все, как на духу: все одержимы, влекомы и ведомы своей животной страстью (если вы не знаете как выглядели античные оргии, то приблизительно так 😂).

Почему действа эти происходят именно в саду? Потому сад — это пространство нарушения священного завета, место искушения, место краха союза межу человеком и Богом.

Ну и куртуазная рыцарская культура лепту свою внесла — именно в саду, согласно многим сюжетам средневековой литературы, мужчины и женщины предаются телесным отрадам и эротическим негам, среди роз и прочих цветов, пробуждающих своим благоуханием истому и вожделение.

Напомню вам, что наготы в средневековом искусстве не было — первым обнаженную Еву изобразил Мозаччо, а это уже раннее Возрождение. Потом Боттичелли первым написал нагую языческую богиню Венеру (языческие образы тоже были табуированы до эпохи Возрождения).

А потом эти два образа слились воедино и вуаля — в самом центре "Сада земных наслаждений" расположились златовласые девицы разных мастей и цветов кожи. Ева совратила Адама, разбудив в нем чувственность и гордыню — Венера, богиня любви, есть олицетворение эротического искушения, ибо она совращает сомневающихся и податливых с праведного пути.

Да, средневековая иконография нередко экспроприировала и адаптировала языческие, античные сюжеты, заставляя служить их на благо христианской пропаганде. Так, например, Фабий Фульгенций (епископ Руспы, конец V века н.э), увидев мозаику с изображением Венеры, истолковал ее как символ похоти (атрибуты богини, голуби и раковины, Фабий понимал как метафоры совокупления, а розы и др. цветы, среди которых часто изображалась Венера, трактовал в морализаторском аспекте, как нечто мимолетное и быстротечное).

Исидор Севильский считал Венеру символом полового размножения, а ее сынишку Купидона объявил "демоном блудодеяния". 😅

Да и вообще, красота и нагота Венеры вызывали тревогу и страх перед сексуальностью и, как следствие, половым влечением — сохранились сказки о юношах, соблазненных Венерой и ставших служителями дьявола. Кошмарить так кошмарить — девиз средневековья 😂 (случайно найденные античные статуи или изображения богини нередко считались источниками бед).

И если вы думаете, что виноград и виноградные лозы, которыми изобилует центральная панель "Сада земных наслаждений" есть примета Бога, а Босх — еретик, то вы страшно ошибаетесь. Не по христиански это, да и Босх совсем не богохульник, а вполне себе нормальный парень, которого не сожгла инквизиция (т.е ереси не было) и чьи работы украшали покои самых ревностных католиков того времени.

Тут нам в помощь придет Августин Блаженный и его рассуждение о мужском и женском — отождествлял Либеру (женское начало) с Венерой, а с Либером (мужское начало) связывал образы плодов и семян, в том числе виноград и виноградные лозы.

Теперь минутка астрологии. Считалось, что рожденные под знаком планеты Венеры люди всегда уличались в необузданной жажде плотских удовольствий (т.е тотально это про плодородие, точечно или по-христиански 😂 — про сексуальный грех).

Поскольку Венера есть женская планета и планетарных влияний дамам трудно избегать (Боккаччо утверждал, что женщины очень сильно возбуждаются под воздействием нагревания от Венеры), рождался миф о женской сексуальной несдержанности, распущенности и доступности. И о том, что именно женщины есть те бестии, которые склоняют мужчин во грех истомы (Ева совратила Адама, искушенная Дьяволом, т.е змеем).

Место действия сад, содержание - гореть нам всем в аду.

Босх рассказал это очень красочно. Видите там, аккурат вокруг озера скачут мужчины, уподоблены диким зверям, которых они оседлали. Наездники образуют процессию — хоровод вожделения и порока. Во времена Босха в повседневной речевой практике и литературе нередко использовались эвфемизмы и выражения, воспроизводящие образы верховой езды или оседлания животных, для обозначения полового акта.

Более того, животные, такие как дикий кабан, лошадь, осел, медведь, коза, бык, верблюд, лев и леопард (некоторые из них изображены с подчеркнуто гипертрофированными гениталиями) в бестиариях обозначают разнообразные грехи, порождаемые человеческими страстями.

Да и сама круговая езда на диких животных относится к популярным дохристианским обрядам и практикам, связанным с культом плодородия — такие босховские рудименты ритуальных действ, которые пародийно обличают плотскую любовь, умозрительно противопоставляя ее любви христианской, праведной, целомудренной.

Босх вообще всегда очень красочный. И причудливый. И прямолинейный. Так что его герои не от больного ума и слабого рассудка лезут в гигантские фрукты и ягоды — это дословная трактовка старонидерландской поговорки "scille zijn" (быть во фруктовой коже). Т.е быть в бою, а бой имел эротические коннотации.

Нашли пару, где мужчина изображен с синим плодом вместо головы? По мнению исследователя Эрика де Бреейна — это виноградинка. Снова виноград. Почему?

Место действия сад, содержание - гореть нам всем в аду.

Обратимся к поэзии XV-XVI веков. В одном из стихотворений, собранных в единый сборник Яном ван Стиевуортом, читаем: "я пожертвовал самую красивую ягодку с грозди виноградной на твой алтарь" (слова это обманутого мужчины, а алтарь в данном контексте — женская вагина). Т.е виноград — символ пениса. Голова — головка полового члена. Игра слов и прямая трактовка метафоры, и никакого сумасшествия.

Зато какая фантазия! Вот селезень-исполин кормит ягодкой нагого мужчину, разместившегося внутри синего и полого, словно выеденное яйцо, плода, из которого торчит рука, ласкающая рыбу. Или вон тот обнаженный флорист — в качестве вазы для будущего букета используется чей-то анус (поразглядывайте — Босх феноменален!)

Место действия сад, содержание - гореть нам всем в аду.

Место действия сад, содержание - гореть нам всем в аду.

Резюме: никакой ереси, только религия, фольклор и сатира.

Для чего писал так Босх? Скорее для КОГО, потому что писал он так эффекта ради. В те времена работали НА ЗАКАЗ и все изображение строго регламентировалось и утверждалось заказчиком.

Т.е Босх — это ИСПОЛНИТЕЛЬ КАПРИЗОВ ЗАКАЗЧИКОВ.

А триптих "Сад земных наслаждений" — это в первую очередь мощный визуальный эффект, который поражал гостей Генриха III (именно он был его владельцем).

🔸️🔸️🔸️

Совсем скоро мир разделиться на До и После. Окончательно, по всем календарям. 😂 А пока смотрим на Босха, уж кто-кто, а он про грехи говорить умеет.

источник

Ваш комментарий