Иероним Босх "Сад земных наслаждений", 1500-1510. Прадо, Мадрид.Иероним Босх "Сад земных наслаждений", 1500-1510. Прадо, Мадрид.
В канун Рождества самое время поговорить о сексе 😂 Нет, это не богохульство (ни с моей стороны, ни со стороны Босха) — это про тот самый закономерный результат невоздержанности Адама и Евы. Т.е последствия грехопадения — тот самый первородных грех, который искупит Христос своей жертвенной смертью на кресте. Искупит, но не сразу, а спустя время. Потому что мир погрязнет во грехе.
Средневековая мораль гласит — зов плоти есть неизбежное зло.
Зло, потому что именно неумеренное плотское желание (вкупе с гордыней) стало источником грехопадения, которое совершили наши прародители.
А неизбежное — потому что необходимое для продолжения рода человеческого.
Именно поэтому поддаваться соблазну и, боже упаси, вкушать удовольствие от соития, было делом запретным и строго регламентировалось церковью — контроль, координация и коррекциях жизни тела обстоятельной системой постов и запретов.
Более того, в средневековом миру считалось, что первый грех, совершенный после того, как Ева вкусила запретный плод, был грехом похоти, т.е прелюбодеяние.
Центральная часть триптиха Босха — "Сад земных наслаждений" кричит именно об этом. И именно кричит, потому что тут вам разложено все, как на духу: все одержимы, влекомы и ведомы своей животной страстью (если вы не знаете как выглядели античные оргии, то приблизительно так 😂).
Почему действа эти происходят именно в саду? Потому сад — это пространство нарушения священного завета, место искушения, место краха союза межу человеком и Богом.
Ну и куртуазная рыцарская культура лепту свою внесла — именно в саду, согласно многим сюжетам средневековой литературы, мужчины и женщины предаются телесным отрадам и эротическим негам, среди роз и прочих цветов, пробуждающих своим благоуханием истому и вожделение.
Напомню вам, что наготы в средневековом искусстве не было — первым обнаженную Еву изобразил Мозаччо, а это уже раннее Возрождение. Потом Боттичелли первым написал нагую языческую богиню Венеру (языческие образы тоже были табуированы до эпохи Возрождения).
А потом эти два образа слились воедино и вуаля — в самом центре "Сада земных наслаждений" расположились златовласые девицы разных мастей и цветов кожи. Ева совратила Адама, разбудив в нем чувственность и гордыню — Венера, богиня любви, есть олицетворение эротического искушения, ибо она совращает сомневающихся и податливых с праведного пути.
Да, средневековая иконография нередко экспроприировала и адаптировала языческие, античные сюжеты, заставляя служить их на благо христианской пропаганде. Так, например, Фабий Фульгенций (епископ Руспы, конец V века н.э), увидев мозаику с изображением Венеры, истолковал ее как символ похоти (атрибуты богини, голуби и раковины, Фабий понимал как метафоры совокупления, а розы и др. цветы, среди которых часто изображалась Венера, трактовал в морализаторском аспекте, как нечто мимолетное и быстротечное).
Исидор Севильский считал Венеру символом полового размножения, а ее сынишку Купидона объявил "демоном блудодеяния". 😅
Да и вообще, красота и нагота Венеры вызывали тревогу и страх перед сексуальностью и, как следствие, половым влечением — сохранились сказки о юношах, соблазненных Венерой и ставших служителями дьявола. Кошмарить так кошмарить — девиз средневековья 😂 (случайно найденные античные статуи или изображения богини нередко считались источниками бед).
И если вы думаете, что виноград и виноградные лозы, которыми изобилует центральная панель "Сада земных наслаждений" есть примета Бога, а Босх — еретик, то вы страшно ошибаетесь. Не по христиански это, да и Босх совсем не богохульник, а вполне себе нормальный парень, которого не сожгла инквизиция (т.е ереси не было) и чьи работы украшали покои самых ревностных католиков того времени.
Тут нам в помощь придет Августин Блаженный и его рассуждение о мужском и женском — отождествлял Либеру (женское начало) с Венерой, а с Либером (мужское начало) связывал образы плодов и семян, в том числе виноград и виноградные лозы.
Теперь минутка астрологии. Считалось, что рожденные под знаком планеты Венеры люди всегда уличались в необузданной жажде плотских удовольствий (т.е тотально это про плодородие, точечно или по-христиански 😂 — про сексуальный грех).
Поскольку Венера есть женская планета и планетарных влияний дамам трудно избегать (Боккаччо утверждал, что женщины очень сильно возбуждаются под воздействием нагревания от Венеры), рождался миф о женской сексуальной несдержанности, распущенности и доступности. И о том, что именно женщины есть те бестии, которые склоняют мужчин во грех истомы (Ева совратила Адама, искушенная Дьяволом, т.е змеем).
Босх рассказал это очень красочно. Видите там, аккурат вокруг озера скачут мужчины, уподоблены диким зверям, которых они оседлали. Наездники образуют процессию — хоровод вожделения и порока. Во времена Босха в повседневной речевой практике и литературе нередко использовались эвфемизмы и выражения, воспроизводящие образы верховой езды или оседлания животных, для обозначения полового акта.
Более того, животные, такие как дикий кабан, лошадь, осел, медведь, коза, бык, верблюд, лев и леопард (некоторые из них изображены с подчеркнуто гипертрофированными гениталиями) в бестиариях обозначают разнообразные грехи, порождаемые человеческими страстями.
Да и сама круговая езда на диких животных относится к популярным дохристианским обрядам и практикам, связанным с культом плодородия — такие босховские рудименты ритуальных действ, которые пародийно обличают плотскую любовь, умозрительно противопоставляя ее любви христианской, праведной, целомудренной.
Босх вообще всегда очень красочный. И причудливый. И прямолинейный. Так что его герои не от больного ума и слабого рассудка лезут в гигантские фрукты и ягоды — это дословная трактовка старонидерландской поговорки "scille zijn" (быть во фруктовой коже). Т.е быть в бою, а бой имел эротические коннотации.
Нашли пару, где мужчина изображен с синим плодом вместо головы? По мнению исследователя Эрика де Бреейна — это виноградинка. Снова виноград. Почему?
Обратимся к поэзии XV-XVI веков. В одном из стихотворений, собранных в единый сборник Яном ван Стиевуортом, читаем: "я пожертвовал самую красивую ягодку с грозди виноградной на твой алтарь" (слова это обманутого мужчины, а алтарь в данном контексте — женская вагина). Т.е виноград — символ пениса. Голова — головка полового члена. Игра слов и прямая трактовка метафоры, и никакого сумасшествия.
Зато какая фантазия! Вот селезень-исполин кормит ягодкой нагого мужчину, разместившегося внутри синего и полого, словно выеденное яйцо, плода, из которого торчит рука, ласкающая рыбу. Или вон тот обнаженный флорист — в качестве вазы для будущего букета используется чей-то анус (поразглядывайте — Босх феноменален!)
Резюме: никакой ереси, только религия, фольклор и сатира.
Для чего писал так Босх? Скорее для КОГО, потому что писал он так эффекта ради. В те времена работали НА ЗАКАЗ и все изображение строго регламентировалось и утверждалось заказчиком.
Т.е Босх — это ИСПОЛНИТЕЛЬ КАПРИЗОВ ЗАКАЗЧИКОВ.
А триптих "Сад земных наслаждений" — это в первую очередь мощный визуальный эффект, который поражал гостей Генриха III (именно он был его владельцем).
🔸️🔸️🔸️
Совсем скоро мир разделиться на До и После. Окончательно, по всем календарям. 😂 А пока смотрим на Босха, уж кто-кто, а он про грехи говорить умеет.