Джозеф Кошут "Один и три стула", 1965.Джозеф Кошут "Один и три стула", 1965.
В частности, весь мировой концептуализм. Ибо мсье Дюшан, по сути, стал первым концептуальным художником — в 1917 году этот товарищ выставил в качестве искусства обычный серийный писсуар, купленный в магазине напротив, и поставил на нем свою подпись. И понеслась (душа в рай).
А именно в 1960-ые, минуя абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Аккурат к ДЖОЗЕФУ КОШУТУ (1945), которого смело можно назвать батюшкой концептуального искусства, ибо именно он сформулировал это направление как явление.
ФрагментФрагмент
Итак,1965 год. Мир имеет счастье лицезреть его программную инсталляцию "Один и три стула". Суть такая: мы видим три ипостаси стула. Т.е собственно сам стул, фотографию этого стула и буквенный эквивалент стула, который есть словарная статья с определением слова "стул".
ФрагментФрагмент
В 1969 году Кошут публикует эссе "Искусство после философии", в котором заявляет, что традиционному искусству, собственно модернизму, приходит конец и теперь надо дела делать, а не ерундой, т.е формотворчеством заниматься. Иначе говоря, художественно-исторический дикурс закончился и теперь пришло время изучать природу искусства.
Главный тезис эссе — "искусство — это сила идеи, а не материала". Всем любителям философии посвящается.😂
Т.е что хочет сказать Кошут? ➡️ Философским или концептуальным объектом может стать любой предмет, а также любая документация об этом предмете, ибо текст про экспонат может заменить сам экспонат. Иначе говоря, можно написать просто "стул" и это будет работать.
Более того, по мысли Кошута, концептуальный объект исключен из коммерческого поля (не подлежит продаже), поскольку продавать нечего — нет мастерства исполнения, нет эстетики, нет новизны. Это искусство про то, как искусство устроено.
Да, на заре соврика художники — отцы-адепты contemporary art — еще не мыслили категориями из разряда "как продать акулу в формалине за один клик". Но прогресс не стоит на месте — про говно художника я даже вспоминать не буду, потому что тут хоть предмет есть (неважно какой), скажу про Сальватора Гарау, продавшего, господипрости, невидимую скульптуру, которую он сам кропотливо намедитировал.🤦♀️
Гарау продал ЭТО, т.е "скульптуру", с аукциона за 18 000$ (или 15 000€, или 1 300 000 рублей). "Скульптуру" невидимую. Т.е ее нет (хотя Гарау утверждает обратное, мол, она существует в сгустке силы). По факту это пустота. Пустота размером 1,5х1,5 метра с климат-контролем и спец.освещением.
И все бы ничего, концепция-с. Если бы Гарау не выставил на торги свое творение. Но это уже другой лес — дебри пост-постмодернизма или метамодернизма, или бред сумасшедшего.😂 И сумасшедшим тут является совсем не Гарау, ибо он сделал вполне ясный провокационный околохудожественный жест, а тот человек, который за эту провокацию выложил более 1 млн рублей. Впрочем, это вопрос дискуссионный и долгий. И вообще пост не об этом.😂
Итак, возвращаемся к трезвому Кошуту и концептуализму 1960-х годов, который порожден разочарованием в прежней картине мира, той, что традиционное искусство представляло. А что оно представляло? Работало по принципу мимесиса, т.е подражания реальности. Да, модернизм разрушает этот мимесис, но создает нечно новое — манифестацию собственного "я" (такую некую форму диктатуры).
За это и зацепились концептуалисты, потому что кто, собственно, дал автору право это свое "я" манифестировать? Это один из главных концептуалистских вопросов.
Что такое это самое "я"? ➡️ Личное присутствие — манера, почерк, любое слово от первого лица. Все это интерпретируется Кошутом как ничем не обоснованная претензия на власть. Диктатура (это постгитлеровская и постсталинская эпоха).
Что делают концептуалисты? ➡️ Отрицают этот диктат власти, подвергают его ироническо-игровой деконструкции. Потому что основная идея концептуализма состоит в том, что в мире уже все сказано, все было и теперь пришло время разбираться с этим сказанным (разбираться с возможностями искусства, его границами, его контекстами).
Концептуализм радикально меняет привычные способы коммуникации зрителя и произведения, потому что концептуализм — это искусство слова. Слова сложноустроенного, сложносочиненного, но не всегда внятного. Потому что ответить на дюшановский вопрос "что есть искусство?" оказалось сложнее, а ответить внятно — практически невозможно. Да и не ответил пока еще никто, вопрос остается открытым — у вас есть шанс, товарищи. 😁
Более того, концептуализм — это искусство, которое говорит о самом себе не хуже любой искусствоведческой статьи. Иначе говоря, подойдя к эрмитажному красному фургону Ильи Кабакова, вы все поймете сами (если внимательно посмотрите и задержитесь около творения более, чем на 5 сек 😂).
Раз уж вспомнился КАБАКОВ. У нас в стране он был первый. В начале 1970-х Кабаков создает свою известнейшую работу-стенд с мухой. Некая неопределенная поверхность, на ней еле заметная муха и реплики персонажей в ее честь: "Чья это муха? Это муха Николая".
Илья Кабаков "Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?", 1987Илья Кабаков "Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?", 1987
Или "Ольги Лешко".
Илья Кабаков "Анна Давыдовна Стоева: Чья эта муха?", 1987Илья Кабаков "Анна Давыдовна Стоева: Чья эта муха?", 1987
Главным экспонатом становится муха, которая оказывается заключенной в слово, т.е в речь людей, и не может существовать вне ее. Потому что нет ничего, кроме слова, т.е языка.
А язык этот заявляет главнейшую для Кабакова тему — мотив советской коммунальности. Потому что вопрос, кому принадлежит муха, — это не только поэтика дадаистского абсурда, но и законный, даже необходимый вопрос для мира коммуналки (потому что этот предмет Юрин, а этот вот Зои, а тот кот, который нассал в ботинок деду Ефиму — Нюрин).
Итак, мы поняли, что концептуализм — это слово. Причем не только умозрительное, но и написанное. Лоуренс Вайнер, Эдвард Руша, Джозеф Кошут, Роберт Барри начали создавать искусство исключительно лингвистическими средствами.
Как написано это слово? ➡️ Сухо, просто, чтобы никаких примет индивидуальности, никакой претензии на власть — почерком безличных противопожарных стендов и щитов с техникой безопасности (смотри Пивоварова, Кабакова, Булатова). И тут вот можно говорить, кажется, бесконечно. Потому что концептуализм проявил себя везде: от живописи и скульптуры через видео-арт и перформанс к ленд-арту и медитативной "скульптуре" Гарау".😅😂
Но мне хочется завершить пост соц-артом. Дадада, не удивляйтесь. Один из векторов отечественного концептуализма есть соц-арт. Того же Эрика Булатова часто причисляют к художникам соц-артистам, поскольку он оперирует советскими идеологическими штампами (сам он, правда, это сопоставление отрицает, ибо "настоящие концептуалисты" не любят соц-артистов за юморески и объединения с ними не хотят).
Соц-арт придумали Комар и Меламид, писала о них, вот ⬇️
Они — авторы очень смешного искусства.Круто об искусстве30 августа
Но тут такое дело — в основе соц-арта лежит та же концептуалистская деконструкция власти, т.е диктатуры, только власть здесь понята более конкретно, узко и точечно, как советская власть.
Для соц-артистов легитимным был любой юмор (Ленин в Нью-Йорке, Сталин с инопланетянами). Это очень прямое искусство, где нет никаких вторых и третьих смыслов, но вместе с тем искусство это живое и веселое (соц-арт — это такой поп-арт аля-рус, в основе которого не рекламные клише, потому что никакой рекламы в Советском Союзе не было, но зато была масса клеше идеологических).
И вот вам в немного работ Леонида Соколова — одного из самых ироничных отечественных художников.
1️⃣ Очки для каждого советского человека, 2000. Авторский повтор произведения 1976 года. ➡️ Грубые, небрежные, тяжелые… взгляд в светлое будущее через неаккуратные красные звезды — очень точная метафора, не находите?
2️⃣ Угол зрения, 1976. ➡️ Перевод речи в объем и материал.
3️⃣ Серп и молот. Кинетический объект, 1990. ➡️ Про ритуалы советской "магии".
4️⃣ Сталин и Монро, 1991. ➡️ Сам Соколов называл эту работу "мой бренд". Да и вообще Сталин и Монро — это всегда актуалочка.
5️⃣ Ленин — Джакометти (Встреча двух скульптур), 2005, авторский повтор работы 1989 года. ➡️ Про встречу модернизма и социалистического реализма. Противостояние.😂