Все современное искусство выросло из «Фонтана» Дюшана.

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

Джозеф Кошут "Один и три стула", 1965.Джозеф Кошут "Один и три стула", 1965.

В частности, весь мировой концептуализм. Ибо мсье Дюшан, по сути, стал первым концептуальным художником — в 1917 году этот товарищ выставил в качестве искусства обычный серийный писсуар, купленный в магазине напротив, и поставил на нем свою подпись. И понеслась (душа в рай).

А именно в 1960-ые, минуя абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Аккурат к ДЖОЗЕФУ КОШУТУ (1945), которого смело можно назвать батюшкой концептуального искусства, ибо именно он сформулировал это направление как явление.

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

ФрагментФрагмент

Итак,1965 год. Мир имеет счастье лицезреть его программную инсталляцию "Один и три стула". Суть такая: мы видим три ипостаси стула. Т.е собственно сам стул, фотографию этого стула и буквенный эквивалент стула, который есть словарная статья с определением слова "стул".

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

ФрагментФрагмент

В 1969 году Кошут публикует эссе "Искусство после философии", в котором заявляет, что традиционному искусству, собственно модернизму, приходит конец и теперь надо дела делать, а не ерундой, т.е формотворчеством заниматься. Иначе говоря, художественно-исторический дикурс закончился и теперь пришло время изучать природу искусства.

Главный тезис эссе — "искусство — это сила идеи, а не материала". Всем любителям философии посвящается.😂

Т.е что хочет сказать Кошут? ➡️ Философским или концептуальным объектом может стать любой предмет, а также любая документация об этом предмете, ибо текст про экспонат может заменить сам экспонат. Иначе говоря, можно написать просто "стул" и это будет работать.

Более того, по мысли Кошута, концептуальный объект ис­ключен из коммерческого поля (не подлежит продаже), поскольку продавать нечего — нет мастерства исполнения, нет эстетики, нет новизны. Это искусство про то, как искусство устроено.

Да, на заре соврика художники — отцы-адепты contemporary art — еще не мыслили категориями из разряда "как продать акулу в формалине за один клик". Но прогресс не стоит на месте — про говно художника я даже вспоминать не буду, потому что тут хоть предмет есть (неважно какой), скажу про Сальватора Гарау, продавшего, господипрости, невидимую скульптуру, которую он сам кропотливо намедитировал.🤦‍♀️

Гарау продал ЭТО, т.е "скульптуру", с аукциона за 18 000$ (или 15 000€, или 1 300 000 рублей). "Скульптуру" невидимую. Т.е ее нет (хотя Гарау утверждает обратное, мол, она существует в сгустке силы). По факту это пустота. Пустота размером 1,5х1,5 метра с климат-контролем и спец.освещением.

И все бы ничего, концепция-с. Если бы Гарау не выставил на торги свое творение. Но это уже другой лес — дебри пост-постмодернизма или метамодернизма, или бред сумасшедшего.😂 И сумасшедшим тут является совсем не Гарау, ибо он сделал вполне ясный провокационный околохудожественный жест, а тот человек, который за эту провокацию выложил более 1 млн рублей. Впрочем, это вопрос дискуссионный и долгий. И вообще пост не об этом.😂

Итак, возвращаемся к трезвому Кошуту и концептуализму 1960-х годов, который порожден разочарованием в прежней картине мира, той, что традиционное искусство представляло. А что оно представляло? Работало по принципу мимесиса, т.е подражания реальности. Да, модернизм разрушает этот мимесис, но создает нечно новое — манифестацию собственного "я" (такую некую форму диктатуры).

За это и зацепились концептуалисты, потому что кто, собственно, дал автору право это свое "я" манифестировать? Это один из главных концептуалистских вопросов.

Что такое это самое "я"? ➡️ Личное присутствие — ма­нера, почерк, любое слово от первого лица. Все это интерпретируется Кошутом как ничем не обоснованная претензия на власть. Диктатура (это постгитлеровская и постсталинская эпоха).

Что делают концептуалисты? ➡️ Отрицают этот диктат власти, подвергают его ироническо-игровой деконструкции. Потому что основная идея концептуализма состоит в том, что в мире уже все сказано, все было и теперь пришло время разбираться с этим сказанным (разбираться с возможностями искусства, его границами, его контекстами).

Концептуализм радикально меняет привычные способы коммуникации зрителя и произведения, потому что концептуализм — это искусство слова. Слова сложноустроенного, сложносочиненного, но не всегда внятного. Потому что ответить на дюшановский вопрос "что есть искусство?" оказалось сложнее, а ответить внятно — практически невозможно. Да и не ответил пока еще никто, вопрос остается открытым — у вас есть шанс, товарищи. 😁

Более того, концептуализм — это искусство, которое говорит о самом себе не хуже любой искусствоведческой статьи. Иначе говоря, подойдя к эрмитажному красному фургону Ильи Кабакова, вы все поймете сами (если внимательно посмотрите и задержитесь около творения более, чем на 5 сек 😂).

Раз уж вспомнился КАБАКОВ. У нас в стране он был первый. В начале 1970-х Кабаков создает свою известнейшую работу-стенд с мухой. Некая неопределенная поверхность, на ней еле заметная муха и реплики персонажей в ее честь: "Чья это муха? Это муха Николая".

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

Илья Кабаков "Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?", 1987Илья Кабаков "Анна Евгеньевна Королева: Чья эта муха?", 1987

Или "Ольги Лешко".

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

Илья Кабаков "Анна Давыдовна Стоева: Чья эта муха?", 1987Илья Кабаков "Анна Давыдовна Стоева: Чья эта муха?", 1987

Главным экспонатом становится муха, которая оказывается заклю­ченной в слово, т.е в речь людей, и не может существовать вне ее. Потому что нет ничего, кроме слова, т.е языка.

А язык этот заявляет главнейшую для Кабакова тему — мотив советской коммунальности. Потому что вопрос, кому принадлежит муха, — это не только поэтика дадаистского абсурда, но и законный, даже необходимый вопрос для мира коммуналки (потому что этот предмет Юрин, а этот вот Зои, а тот кот, который нассал в ботинок деду Ефиму — Нюрин).

Итак, мы поняли, что концептуализм — это слово. Причем не только умозрительное, но и написанное. Лоуренс Вайнер, Эдвард Руша, Джозеф Кошут, Роберт Барри начали создавать искусство исключительно лингвистическими средствами.

Как написано это слово? ➡️ Сухо, просто, чтобы никаких примет индивидуальности, никакой претензии на власть — почерком безличных противопожарных стендов и щитов с техникой безопасности (смотри Пивоварова, Кабакова, Булатова). И тут вот можно говорить, кажется, бесконечно. Потому что концептуализм проявил себя везде: от живописи и скульптуры через видео-арт и перформанс к ленд-арту и медитативной "скульптуре" Гарау".😅😂

Но мне хочется завершить пост соц-артом. Дадада, не удивляйтесь. Один из векторов отечественного концептуализма есть соц-арт. Того же Эрика Булатова часто причисляют к художникам соц-артистам, поскольку он оперирует советскими идеологическими штампами (сам он, правда, это сопоставление отрицает, ибо "настоящие концептуалисты" не любят соц-артистов за юморески и объединения с ними не хотят).

Соц-арт придумали Комар и Меламид, писала о них, вот ⬇️

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

Они — авторы очень смешного искусства.Круто об искусстве30 августа

Но тут такое дело — в основе соц-арта лежит та же концептуалистская деконструкция власти, т.е диктатуры, только власть здесь понята более конкретно, узко и точечно, как советская власть.

Для соц-артистов легитимным был любой юмор (Ленин в Нью-Йорке, Сталин с инопланетянами). Это очень прямое искусство, где нет никаких вторых и третьих смыслов, но вместе с тем искусство это живое и веселое (соц-арт — это такой поп-арт аля-рус, в основе которого не рекламные клише, потому что никакой рекламы в Советском Союзе не было, но зато была масса клеше идеологических).

И вот вам в немного работ Леонида Соколова — одного из самых ироничных отечественных художников.

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

1️⃣ Очки для каждого советского человека, 2000. Авторский повтор произведения 1976 года. ➡️ Грубые, небрежные, тяжелые… взгляд в светлое будущее через неаккуратные красные звезды — очень точная метафора, не находите?

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

2️⃣ Угол зрения, 1976. ➡️ Перевод речи в объем и материал.

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

3️⃣ Серп и молот. Кинетический объект, 1990. ➡️ Про ритуалы советской "магии".

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

4️⃣ Сталин и Монро, 1991. ➡️ Сам Соколов называл эту работу "мой бренд". Да и вообще Сталин и Монро — это всегда актуалочка.

Все современное искусство выросло из "Фонтана" Дюшана.

5️⃣ Ленин — Джакометти (Встреча двух скульптур), 2005, авторский повтор работы 1989 года. ➡️ Про встречу модернизма и социалистического реализма. Противостояние.😂 

источник

Ваш комментарий