Не уступай, деточка: сцена в советском трамвае.

Не уступай, деточка: сцена в советском трамвае.

Фрагмент картины

Художник Петр Костюков создал в 1954 году любопытное произведение, словно бы противоречащее тому, что мы знаем о соцарте.

Искусство советское – это идеологическое искусство. Потомкам эпохи ценности социалистического мира знакомы и близки. Для детей 21 века этот мир всегда останется идеализированным и эфемерным. Однако, что мы знаем наверняка – время середины ХХ века была временем расцвета всех качеств русского человека.

Не уступай, деточка: сцена в советском трамвае.

Фрагмент картины

Тем более странно видеть такую сценку на солнечной картине советской эпохи. Но рассмотрим композицию поближе. Сюжет, который показывает нам автор, разворачивается в общественном транспорте, самом атмосферном, если говорить о конкретной эпохе.

Не уступай, деточка: сцена в советском трамвае.

Петр Костюков «В трамвае», 1954 год»

За широкими чистыми трамвайными окнами мы видим ясный летний день, безупречные улицы города и прогуливающихся по нему модниц. В разгаре ведь 1950е! В самом трамвае не такая безоблачная атмосфера: сердитая полная женщина останавливает девочку-пионерку, которая хотела уступить место старику.

Старик – действительно пожилой мужчина с тростью и чемоданчиком, похожим на докторский. Но почему мать не разрешает дочке проявить уважение и субординацию?

Не уступай, деточка: сцена в советском трамвае.

Фрагмент картины

Кстати, а почему мы решили, что женщина на картине – мать юной героини? Они не похожи внешне, их визуально ничего не связывает кроме властного прикосновения.

Хотя в какой-то мере женщина права, судя по композиционным деталям, в транспорте вполне достаточно свободного места, и пожилой мужчина, при желании, не останется стоять до конца поездки.

Не уступай, деточка: сцена в советском трамвае.

Фрагмент картины

Позади героев мы видим публику и еще одного выразительного персонажа. Кондуктор в рабочем синем халате негодующе смотрит на женщину, удивляясь ее непедагогичному подходу. Возможно, за действиями персонажа кроются глубокие личные истории, но вдаваться в детали художник не спешил. Этот маленький визуальный рассказ он оставил для интерпретации зрителем.

Как думаете, в чем же, собственно состоит посыл работы? О чем по-вашему произведение Петра Костюкова? Пишите мнение в комментариях под статьей, и мы сравним впечатления!

Обязательно подписывайтесь на наш канал, вот уже почти два года искусствоведческий портал Parnas публикует для вас самые интересные мысли, исследования и материалы о мировых феноменах сферы искусства.

источник

Ваш комментарий