Джорджо да Кастельфранко, прозванный Джорджоне (Кастельфранко Венето, 1477/1478 — Венеция, 1510), за десять лет творчества радикально изменил способ «делать живопись» — «far pittura» — в том, что касается как содержания, так и внешнего выражения, заложив тем самым основы венецианской живописи XVI в. и став надолго ориентиром для художников последующих эпох.
Первые произведения — Поклонение пастухов (Национальная галерея искусства, Вашингтон), Алтарь Кастельфранко (1505), портрет Лаура (1506) — обнаруживают отход от пространственных норм кватроченто ради установления нового соотношения между фигурами и природой, реализуемого в живописи «тона»: таким образом, цвет становится конструктивным элементом композиции, прямо связывая «живые и природные вещи… без применения рисунка», как определяет это Вазари.
В 1508 г. Джорджоне написал фреску на фасаде венецианского Фондако деи Тедески, стоящего на Большом канале, от которой сохранился фрагмент с Молодой обнаженной (1508).
Периодом 1506—1510 гг. датируются такие кардинальные по своему значению работы, как Спящая Венера (1508—1510), Сельский концерт (ок. 1510), Гроза (ок. 1506) и Три философа (ок. 1508); сюжеты двух последних, ощутимо мистических по своему образному звучанию, остаются еще не разгаданными.
Из круга работ, приписываемых кисти Джорджоне или связанных с ним, — их почти два десятка — особенно заслуживают внимания Христос, несущий крест (Сан-Рокко, Венеция), Юноша со стрелой (Музей истории искусства, Вена), Заход солнца (Частное собрание, Лондон), Мужской портрет (ок. 1508, Художественная галерея, Сан-Диего, Калифорния).