«”Золотой поворот” на канале Херенграхт в Амстердаме, вид с востока», Геррит Беркхейде

«”Золотой поворот” на канале Херенграхт в Амстердаме, вид с востока», Геррит Беркхейде 1672 г. Холст, масло. Размер: 40,5 × 63 см. Государственный музей, Амстердам Нидерландский художник Геррит

1672 г. Холст, масло. Размер: 40,5 × 63 см. Государственный музей, Амстердам
Нидерландский художник Геррит Беркхейде — один из «малых голландцев» Золотого века живописи. В отличие от брата Иова, тяготевшего к жанровым мотивам, Геррит предпочитал городской пейзаж. Это были типичные классицистические пейзажи, очень тщательно выписанные и уравновешенные, со строгим соблюдением перспективы Манера письма Геррита Беркхейде сдержана, освещение в картинах холодное, предпочтение отдаётся серым, коричневым цветам, тёмным оттенкам.
На представленной сегодня картине изображена часть канала Херенграхт в Амстердаме, которая известна как «Золотой поворот» благодаря домам, которые здесь расположены. В 1672 году эта часть канала была только-только завершена. По фасадам домов заметно, как менялись вкусы у богачей. В первой половине XVII века дома на каналах были узкими со ступенчатыми фасадами, однако затем строились особняки с прямыми карнизами.
Беркхейде передал эти сооружения с максимальной точностью: его здания построены в соответствии с ритмической перспективой, а прямые диагонали придают картине глубину. Художник изобразил эти новые богатые дома на набережной, например тот, на фронтоне которого стоят статуи, принадлежавший бургомистру. Четкую линию зданий он разнообразил игрой освещения. Правая сторона улицы, занимающая большую часть картины, находится в тени, но там заметны все архитектурные особенности, а также люди на тротуаре. Иногда солнечный свет разрывает этот полумрак, а в местах где еще не построены новые дома, торчат недавно вбитые сваи. Противоположная сторона канала залита солнцем. Небо с легкими облаками отражается вместе с постройками в воде. Деревья, которые столь типичны для города, на картине отсутствуют. Они уже были в этом городе в 1672 году, однако художник решил обойтись без них, чтобы лучше подчеркнуть архитектуру.
В 1933–1940 годах картина находилась у торговца произведениями искусства Жака Гаудстиккера. В 1952 году выкуплена государством Нидерланды; в 1956 году куплена Дези Гаудсткиккер-фон Гальбан (1912-1996) у государства Нидерланды за 2 000 гульденов. В 1980 году картина была приобретена Государственным музеем в Дези Гаудсткиккер-фон Гальбан за 310 000 гульденов.

.

Ваш комментарий