Одна из самых скандальных и провокационных картин французского художника — это, несомненно, "Завтрак на траве". Полотно написано в 1863 году и в те времена вызывало много шума. Сперва картину категорически отказывались выставлять в Парижском салоне, а потом начался ошеломляющий фурор в салоне Отверженных, где работу художника с удовольствием приняли. И не пожалели.
Критики упражнялись в остроумии, а многие мужья уводили своих жен от картины, дабы потом прийти и полюбоваться ей в одиночестве.
Что же сюжет хотел изобразить художник? В те времена французы сочли сюжет абсолютной нелепицей, нагромождением фигур и антуража для привлечения всеобщего внимания. Хотя некоторые люди все-таки догадывались в чем скрытый смысл полотна…
Темный лес. Четверо людей отправились на пикник, двое мужчин и две девушки. Одна барышня плещется в реке, вторая без одеяний сидит и нагло смотрит прямо в глаза зрителю. Мужчины франтовато одетые что-то обсуждают. На расстеленной на траве скатерти царит бардак, из накрененной корзины выпала провизия. Вряд ли это выбрались на пикник влюбленные парочки со свободными нравами, да и не было в те времена никаких свобод, все было прочно укутано в броню нравственности.
Главная героиня картина сама является художницей. Ее зовут Викторина Меран. У Мане она была самой любимой моделью, музой приносящей ему удачу и славу. Современники называли художницу своенравной и дикаркой, сравнивали с уличной женщиной. Неудивительно, что женщина с таким темпераментом не побоялась позировать для столь провокационного сюжета. И дело ведь не в обнаженности натуры, тогда многие рисовали ню, красавицы Венеры были в ходу у художников. Картина цепляла тем, что мужчины-то одетые. Именно это и резало глаз, вызывало возмущение.
А что у нас с сюжетом? В то время Булонский лес пользовался популярностью у дам, зарабатывающих своей внешностью и доступностью. Полагаю, что Мане показал именно сей момент. А вы как думаете?
Спасибо за внимание. Если было интересно, то буду признательна за поддержку статьи лайком. Подписка на канал