Конец ХХ века. Картон, масло. Размер: 40×57.5 см. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц. С. Сампилова, Улан-Удэ
И сегодня, спустя более, чем столетие после написания, мы приходим в восторг и трепет от великолепных романтических, озарённых необычным волшебным светом, пейзажей непревзойденного «Поэта живописи». Архип Куинджи (1842−1910) написал этюд «Закат в лесу» в последнее десятилетие XIX века. Это одна из многочисленных работ мастера, которая не была закончена.
Художник изобразил березовую рощу и ручей на закате. Красное солнце освещает воду и деревья, окрашивая их в яркие оранжево-желтые тона. Несмотря на этюдность письма, художник удивительно точно показал отражения закатных лучей от белых стволов берез. Мягкий и очень реалистичный свет, словно пробивающийся сквозь дымку — своего рода фирменный знак Куинджи.
Современники почитали Архипа Куинджи как непревзойденного мастера световых эффектов. Он умел передать поведение света в атмосфере настолько хорошо, что люди, приходившие к нему на выставки, иногда искали за картинами дополнительные лампы.
Илья Репин называл Куинджи художником беспримерной самобытности и ставил его имя в один ряд с гениями. Работы мастера хранятся во многих музеях мира как величайшая ценность.