Фрагмент картины Джона Сингера Сарджента
Как же появилась на свет эта картина и в чем секрет ее притягательности? Джон Сингер Сарджент создал полотно в 1882 году. Однако так и не известно, что сподвигло американского художника написать чужих дочерей – личные мотивы или заказ отца, тоже живописца, талантливого пейзажиста Эдварда Дарли Бойта.
Джон Сингер Сарджент
Четыре девочки, которых мы видим – нечто большее, чем просто групповой портрет. И зритель чувствует это с первого взгляда. Во-первых, в классическом портрете принято, чтобы модели просматривались хорошо, были центром внимания художника. В картине Сарджента акценты распределены неравномерно, двое героинь – старшие сестры и вовсе показаны в тени.
Джон Сингер Сарджент. Дочери Эдварда Дарли Бойта. 1882
Надо сказать, что картина всегда привлекала внимание искусствоведов, о ней много писали, даже вышла монография об одной единственной работе Сарджента, написанная Эрикой Е. Хиршлер. Попытку разгадать замысел автора предпринимали не единожды.
Да, формат действительно необычный. Картина представляет собой идеальный квадрат, героини отдалены друг от друга, слишком много пустых мест, затемненная перспектива. Зато сколько непосредственности! В композиции нет наигранности, позирования. Словно на фото, девочки были настигнуты чьим-то любопытным взором внезапно.
Фрагмент картины
Часто посыл работы рассматривают с точки зрения фрейдизма. И хотя деятельность известного психоаналитика разворачивалась в более позднее время, талантливый Сарджент каким-то образом передал неисследованный дух взросления и детства.
Взгляните на композицию, при сходстве сестер, можно предположить, что это одна и та же девочка в разные периоды времени. Открытое и радостное детство отражается в лице маленькой Джулии, которая сидит на ковре с куклой в руках. Четырёхлетняя малышка словно главная на картине, как и в жизни ее родителей – младший ребенок самый любимый.
Фрагменты картины
Восьмилетняя Мэри Луиза стоит слева от сестры, руки спрятаны и кажется, что девочка изо всех сил старается быть хорошей, но нарушать правила – значит учиться делать выбор и быть самостоятельным. В дальнем углу, скрытые полутенью две старшие сестры семейства Бойт – двенадцатилетняя Джейн и четырнадцатилетняя Флоренс.
Фрагмент картины
Подростковая апатия, бунтарство скрыто в нежелании девочек позировать и играть по чьим-то правилам. И каким бы сложным не был этот этап, в него придется вступить и застенчивой Мэри Луизе, и крошке Джулии. Когда-нибудь.