Укиё-э — возникшее в период Эдо направление в японском изобразительном искусстве, представленное гравюрами, отпечатанными с деревянных досок.
Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви» – сообщает Википедия.
Гравюры укиё-э относятся к разновидности ксилографии. Они кропотливо создавались и процветали с 17 по 19 века, а основными сюжетами для них служили живописные пейзажи, красавицы гейши, сумоисты и актёры кабуки.
Невероятно, но факт: гравюры, которыми в свое время очаровывались модные европейские художники, в которых черпали вдохновение импрессионисты, перенимая новые способы выразительности, сами японцы даже не считали произведениями искусства.
Своим широким распространением в период Эдо гравюры укиё-э обязаны относительной дешевизной. По сути, изначально они носили чисто утилитарную функцию: рекламировали услуги обитательниц веселых кварталов разной степени популярности и престижности, изображали актеров театра кабуки, иллюстрировали всякого рода беллетристику.
Особым спросом гравюры пользовались у японцев среднего класса, которые украшали ими стены. А после Революции Мэйдзи, когда страна открыла границы для иностранцев, укиё-э массово начали скупать европейские искусствоведы.