Живопись способна оставлять равнодушными, восхищать, воодушевлять, вызывать бурю эмоций и окутывать печалью. Одной из печальных картин для меня является полотно Сергея Ивановича Грибкова "У дверей приюта" 1874 года. Смотришь и становится так тоскливо…
Перед нами молоденькая девушка, которой судя по внешнему виду нет и двадцати лет. Она выглядит обессиленной от страданий, ее рука с младенцем опустилась к животу, но, тем не менее, держит его она крепко. Что с ней случилось? Почему она вынуждена отдавать ребенка в приют?
Скорее всего, девушка была не замужем, а значит, ее положение было ужасным. Окружающие с ней не церемонились, родные отворачивались и никакой поддержки ни от кого она не видела. Любимый человек, видимо, кормил обещаниями о сладкой жизни и неземной любви, но после рождения ребенка что-то изменилось…
Особенно остро колет осознание, что мать явно любит свое дитя, а для тех времен — это скорее исключение, нежели норма. Сколько не читаю о прошлых взаимоотношениях отцов и детей, понимаю, что сейчас дети значат значительно больше, нежели в прошлом. Брошенная и опозоренная бедная девушка, отдав ребенка на воспитание чужим людям, могла свободно вздохнуть, и начать пытаться заново жить.
Здесь же, молодая мать не хочет разлучаться со своей кровинушкой, но у нее нет выбора. Она в полнейшем тупике и стоит в слезах и горе, не в силах даже постучать в дверь. Конечно, через некоторое время она все-таки вынуждена будет позвать кого-то из приюта, но пока обессиленно опирается о стену и глотает слезы.
Не думаю, что отдав ребенка она обретет хоть каплю счастья. Все равно для односельчан она навеки останется опозоренной, а лично себе она никогда не простит, что отдала ребенка в приют.
А вы что думаете о картине?