1888г. Холст, масло. Размер: 212 × 106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко. Поначалу эту картину хвалили. В 1888 году на 16-й выставке передвижников, где впервые была представлена картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь», полотно приводило всех в восторг. Критики пели дифирамбы, люди толпами валили, чтобы собственными глазами увидеть арестантов, взирающих на вольных голубей. Однако через некоторое время отношение к картине начало меняться. В ней начали усматривать недостатки: уж слишком все идеально, все арестанты с невинными лицами. Ярошенко стали обвинять в излишней тенденциозности, идеализации сюжета.
Женщина с покрытой головой – наверное, вдова; мужчины с бородой и усами – скорее всего рабочий и крестьянин. А у вагона порхают голуби. Люди завидуют голубям, их свободе, только ребенок радуется, не понимая, что его ждет. Художник намеренно изобразил вагон и перрон невыразительными, чтобы сфокусировать внимание зрителя на лицах арестантов. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Но в том и удача картины, что Ярошенко нашел «золотое сечение»: лица жизненны, простонародны, красивы; красота лиц не в их чертах, а в чувствах, на них проявившихся.
Через 20 лет после смерти художника на картину снова посмотрели под другим углом. Теперь Ярошенко обвинили в увлечении толстовством. В кружке Льва Николаевича активно пропагандировалась идея «где любовь, там и бог». Поначалу сам художник даже хотел также назвать картину. Однако сторонники Николая Ярошенко упорно отметают эту идею, мол, не мог художник, который написал немало полотен на остросоциальные темы, мыслить так плоско.