Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Несение креста. Питер Брейгель Старший. 1564Несение креста. Питер Брейгель Старший. 1564

Живопись Питера Брейгеля Старшего так великолепна и многогранна, что «читать» ее можно бесконечно.

Речь идет именно о прочтении, ведь Брейгель не просто рисовал, он создавал систему символов. И картина «Путь на Голгофу» — одна из лучших его систем, над тайнами которой эксперты ломают головы вот уже несколько сотен лет.

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Несение креста. Питер Брейгель Старший. 1564Несение креста. Питер Брейгель Старший. 1564

Как часто бывает у Брейгеля, перед нами очень насыщенное повествование: много деталей, действующих лиц, локаций, этакая «карта» события. И конечно, его классическая попытка спрятать самое важное там, где никто не станет искать – на самом видном месте.

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Фрагмент картины с ХристомФрагмент картины с Христом

Как мы понимаем из названия, речь идет о ключевом событии христианской истории – последних часах жизни Иисуса, несении им тяжкого креста перед распятием. Логично, что именно фигура Христа должна быть самой заметной, самой важной, но в чехарде образов мы отыскиваем ее с трудом. Этот прием называют принципом смещенного смыслового центра.

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Фрагмент картины со скорбящимиФрагмент картины со скорбящими

При этом, падение Христа, придавленного тяжестью ноши, геометрически располагается в самом центре. Просто выбрать его визуально зритель может не сразу. На нем, однако, сходятся все линии пересечения – на несмелом голубом пятне где-то вдалеке. Тогда как на переднем плане многочисленный люд суетится, занимается повседневными делами, ругается, хлопочет и не видит, по-настоящему не видит того, что творится у него под самым носом ( – говорит Христос).

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Фрагмент картины с фономФрагмент картины с фоном

Однако, на переднем плане мы хорошо вычленяем группу скорбящих и молящихся. Там и Дева Мария, и апостол Иоанн и жены-мироносицы. И эта группа персонажей интересна по многим причинам. Расположение скорбящих и молящихся образует собою невидимый крест – это объясняет почему они повернулись к Христу спиной, обращаясь не к внешнему кресту, а ко внутреннему, внутренней вере.

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Фрагмент картины с толпойФрагмент картины с толпой

Также, если хорошенько приглядеться, можно заметить разношёрстность стилей в написании персонажей. Простых крестьян и батраков Брейгель пишет довольно грубо, а дев из свиты Мадонны – возвышенно, красиво и одухотворенно.

Очень интересен и фон картины, и многочисленные анахронизмы. По архитектуре города мы понимаем, что это лишь наполовину Иерусалим. Очертания башен напоминают средневековый нидерландский городок. Таким образом Брейгель подтягивает сюжет к современности (авторской), включая и толпу в нарядах эпохи художника и их атрибутику, вооружение и так далее.

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Фрагмент с мельницей на скалеФрагмент с мельницей на скале

Геометрическое движение людских масс в картине повторяется движением лопастей мельницы, которая, несомненно, имеет символическое значение. Возможно «хлеба небесного» или вовсе противопоставляется самому Христу. Тон неба по мере движения на Голгофу от ясного и солнечного перемещается к темному, грозовому.

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Фрагменты с "древом жизни" и "древом смерти"Фрагменты с "древом жизни" и "древом смерти"

Символичными являются и два дерева по разные стороны картины – слева и справа. Одно дерево цветет и зеленеет, символизируя жизнь, а другое – дерево смерти с колесом, используемом для пыток и казней.

Одного материала явно недостаточно, чтобы раскрыть все тайны языка этой удивительной работы. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить материалы с самыми интересными исследованиями из мира изобразительного искусства!

источник

Ваш комментарий